Моя поэтическая кухня. Механизм написания стихов. Подбор слов.
Это мой обещанный ответ на вчерашний пост от @oxygendependant. На самом деле, мыслей по поводу набралось очень и очень много. Так что я решила разделить свои соображения на несколько постов и начать с самого, скажем так, осязаемого - механизма подбора слов таким способом, чтобы весь текст оказывался связанным в единое смысловое и образное целом.
В качестве примера возьму первое четверостишие вот этого стихотворения. Если кому лень переходить по ссылке, привожу это четверостишие здесь. Хотя лучше перейти, потому что ниже пойдет речь и о других строфах.
Давно не веря ни часам, ни новостям,
Он ждет трамвая и как меч сжимает зонт.
А в небе солнце свой последний алый стяг
Роняет, падая ничком за горизонт.
Я стремилась к тому, чтобы мой текст был туго смотанным клубком, который бодро катается по полу и который приятно взять в руки. Я старалась избежать того, чтобы мой текст развивался линейно и в одной плоскости, разматывался, как нитка из клубка, и путаными метрами оседал на полу.
Все четверостишия с третьего по последнее были уже готовы. Оставалось придумать начало, то есть показать читателю сцену бездействия (пустая трамвайная остановка) и представить главного героя (который на ней стоит и тонет в меланхоличных мечтах). То есть оставалось проработать не самую ударно значимую часть текста.
Первоначальная идея была нечто вроде «Давно не веря ХХХ новостям, он замерзает на трамвайной остановке», где ХХХ – какое-то еще не подобранное прилагательное. Потом к «новостям» нашлась довольно удачная, на мой вкус, рифма «стяг» - и я принялась думать, кому бы этот стяг вручить.
Глаза мне резала последняя строфа, которая со своим началом «а в небе птицы…» выскакивает как-то слишком неожиданно. Мне захотелось уравновесить ее симметричной конструкцией в самом начале – и получилось «а в небе… стяг». Под ритм строфы быстро легло слово «солнце» - получилось «а в небе солнце… стяг». Что за стяг может быть у солнца, какой он, зачем он? Дело было на закате, я посмотрела на небо и поняла: «О! Алый стяг!». Итого имеем: «а в небе солнце … алый стяг». Алый - романтичный и утонченный цвет. Красный - прагматичный и прямолинейный. Поэтому ни в коем случае не красный.
Я пыталась впихнуть какой-нибудь глагол между словами «солнце» и «алый», но он не впихивался по ритму. Выход очевиден – выносим глагол в начало четвертой строки. А промежуток между «солнце» и «алый» заполняем прилагательными – ну, или местоимением и прилагательным, на чем я в конце концов и остановила выбор. Глагол «роняет» же был взят потому, что две мои первые глагольные ассоциации со стягом – им либо размахивают, либо роняют. Жизнеутверждающее размахивание в минорный тон стихотворения не вписывалось. А вот «роняет» замечательно подошло по настроению, поэтому другой глагол искать я не стала.
Окончание последней строки «падая ничком за горизонт» выросло органично, как-то само по себе из глагола «роняет». А какая самая очевидная рифма к слову «горизонт»? Конечно, «зонт»! И я бы ее не стала использовать, потому что уж слишком плоская она, но… Строфа к этому моменту сложилась таким образом:
Давно не веря ХХХ новостям,
Он ждет трамвая и ХХХ зонт,
А в небе солнце свой последний алый стяг
Роняет, падая ничком за горизонт.
Меня осенило, что лейтмотив падения проходит буквально через все стихотворение:
- солнце падает за горизонт,
- солнце роняет стяг,
- волны срывают парус,
- отец шагает в море со скалы,
- флагшток подрубают,
- отравленный падает,
- лирический герой уходит под землю, в берлогу,
- пал жертвой в словесной стрельбе.
А всему этому постоянно противопоставляется высота:
- солнце в небе,
- луна над долиной,
- высокая скала над морем,
- птицы в небе.
И еще налицо лейтмотивы преждевременной смерти, агрессии и проигранного боя:
- уроненный стяг,
- рыскающий средь ночи голодный хищник,
- сорванные паруса,
- самоубийство отца прыжком в море,
- подрубленный флагшток,
- самоубийство с помощью яда,
- зализывать раны в берлоге,
- пал жертвой в словесной путаной стрельбе,
- растаял.
По результатам лексического анализа последующих строф возникла фраза «как меч сжимает зонт». А во второй строфе герой пусть «зонт сложил» - по аналогии с «меч сложил». В образе зонта-меча сходятся лейтмотивы и падения, и проигранного боя. Прекрасно! Получаем готовую первую строфу и закидываем с помощью зонта удочку во вторую.
Вот как-то так я пишу стихи.
картинка прилетела отсюда