GOLOS
RU
EN
UA
bzebza
2 года назад

Современные пьесы для театра

Что такое «современная пьеса»
Текст: Алексей Маркович.
https://teatr.xyz/alex-markovich/
Чем глубже ты понимаешь иллюзорность времени, тем очевиднее ответ. Современная пьеса – это то, что написано сравнительно недавно. Когда-то произведения Шекспира, Шоу, Чехова были новыми для их эпохи, теперь же мы говорим, что это классика.
Я бы разделил «современную пьесу» на две категории.
Первая категория – это фактор времени. Период современности каждый определяет для себя сам. Сейчас на дворе январь 2018 года. Можно взять период в 18 лет и сказать, что современные пьесы - это пьесы, которые написаны с 2000 по 2018 год. Но можно и расширить этот период, добавив туда произведения, которые были написаны и в 90-е и в 80-е годы двадцатого века. Можно ещё углубиться и дойти до пьес, которые были созданы и в 30-е и в 20-е годы прошлого века, если за основу современности взять период в сто лет. Но в 2050-м году те пьесы, что были написаны в 2018-м, будут уже устаревшими, что уж там говорить про 80-е годы двадцатого века и т.д.
Хорошей аналогией в контексте фактора времени будет сравнение с такими явлениями как «Дискотека 80-х» и «Дискотека 90-х». В начале 2000-х на «Авторадио» стали крутить хиты 80-х, появилась даже такая программа как «Дискотека 80-х». Далее, все кому не лень, от радиостанций до клубов, стали устраивать дискотеки, играя мелодии того времени.
Спустя несколько лет «Дискотека 80-х» приелась. К тому же те, кто вырос на песнях таких групп как Dr. Alban, Haddaway, «Технология», «Кар-Мэн» и т.д., повзрослели, и им тоже стало по чём ностальгировать. И вот появилась «Дискотека 90-х». По одному радио транслируют «Дискотеку 80-х», по другому «Дискотеку 90-х». Слушатели любого возраста выберут музыкальную программу по душе.
Всё это применимо к пьесам, спектаклям, фильмам, рассказам и т.д. У каждого свой критерий современности. Но стоит отметить один момент. Человеку свойственно утверждать, что раньше всё было лучше. И снег белее, и трава зеленее. И музыка приятней, и фильмы интересней, и люди добрее. Если применить этот эффект брюзжания к пьесам Чехова или Шоу, то жители того времени вряд с радостью и открытостью принимали многие их творения. Сегодня же, если ты в театральной среде скажешь, что Чехов тебе не нравится, на тебя посмотрят искоса, так как «Чехов – это классика», а классику каждый драматург должен не просто знать, но и любить.
Итак, в контексте вышеизложенного «современная пьеса» – это то, что написано не так давно. Если пьеса создана тогда, когда тебе было десять лет, а сейчас тебе тридцать, то, скорее всего это нечто современное. Хотя с этим тоже можно поспорить.
Вторая категория – это сюжет. Сюжет современной пьесы должен отражать реальность времени. Конечно, драматург 21-го века может писать и о событиях 18-го века, но мы не будем рассматривать это в качестве современной пьесы. Говоря в контексте 2018-го года, современная пьеса предполагает технологические реалии 21-го века: машины, самолёты, компьютеры, Интернет и т.д. Также сюда можно включить и социальные реалии: ипотека, гражданский брак, вейперы (те, кто курит электронные сигареты), пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни) и т.д.
Пьесы с реалиями 70-х годов двадцатого века будут в корне отличаться от пьес, написанных уже в 21-м веке. Такому изобретению как телефон более ста лет. Но в пьесе 1970-года это будет дисковый телефон, в пьесе 1995-го года – радиотрубка, а в пьесе 2018-го года – это уже будет смартфон.
В пьесе 1970-го года мужчина может ухаживать за женщиной два года и вступить с ней в половую связь только после заключения брака. В пьесе 2018-го года, в принципе, тоже может быть подобный сюжет, но многими современными зрителями и читателями он будет воспринят как нечто архаичное, даже глупое.
На сегодняшний день той цензуры, что царила двадцать и более лет назад, уже нет. То, что раньше и в голову не могло прийти драматургу (по крайней мере, он про это открыто не заявлял), сейчас может с лёгкостью быть воплощено на сцене.
То, что когда-то было абсолютно новым и неприемлемым, со временем становится классикой, и используется в качестве некого критерия или образца. Поэтому современным драматургам не стоит беспокоиться о сюжете своих произведений, если, конечно, они кардинально не нарушают законодательство страны, где ставятся данные спектакли.
Каждое произведение (при правильном пиаре) найдёт своего зрителя. Повезёт, конечно, единицам, таковы правила игры, но в итоге возможно именно ваша современная пьеса станет живой классикой уже через несколько лет.

1
0.000 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые