GOLOS
RU
EN
UA
dpetr
2 года назад

К ВОПРОСУ О ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Из известной связи физического состояния мозга и психического состояния человека вовсе не следует, что мозг и является собственно производителем наших мыслей, чувств и вообще нашего сознания или, что наше сознание является функцией или продуктом мозга. Вообще, из связи двух событий (их функциональной зависимости) не следует, что одно из них является причиной другого. Иными словами, если изменение А приводит к изменению Б (то есть Б=(А), то из этого следует только то, что первое изменение является причиной второго изменения, но не то, что А является и собственно производителем (причиной) В.

Так, например, из того, что изменение сопротивления электрической цепи приводит к изменению силы тока в ней, очевидно, не следует, что это сопротивление и является причиной появления тока. Причиной тока является напряжение, или разность электрических потенциалов двух точек, между которыми и протекает ток. Проводник же, обладающий определенным сопротивлением, выполняет здесь роль инструмента для появления (проявления) тока. Также и призма, через которую проходит световой луч не является причиной появления цветового спектра вообще. Она является лишь инструментом для разделения светового луча на различные цвета или причиной появления цветового спектра из светового луча. Аналогично этому, и радуга, всегда связанная с дождем, не является его функцией или продуктом, а дождь, соответственно, не является производителем радуги. Капли воды, будучи своеобразными призмами, только преобразуют световой луч в цветовой спектр или разделяют (расщепляют) луч на различные цвета спектра, но сами по себе не являются носителями цветов этого спектра. Также и музыкальный инструмент не является причиной появления музыки. Он является лишь инструментом для извлечения отдельных звуков. Музыку создает игра музыканта, хотя между качеством музыки и качеством инструмента имеется определенная и очевидная зависимость.

Заметим, что и различные вещества (вещественные субстанции), и физические явления действуют непосредственно не на душу, а на тело. Тело же, в свою очередь, оказывает влияние на проявления души, в силу связи, или соединения с ней. Поэтому нормальное состояние (функционирование) тела и является необходимым условием для нормальных проявлений души, в частности, нормального протекания различных психических процессов (чувств, мыслей, волевых актов).

Святые отцы, учители церкви, другие христианские писатели, рассуждая о роли души и тела в сознательных психических процессах, отмечали, что эти процессы производит душа при содействии тела, исполняющего роль ее органа*. При этом они подчеркивали взаимную зависимость состояния тела и душевного состояния (внутреннего мира) человека.


  • Слово «орган» в русском языке означает как часть организма с особыми функциями и структурой, так и орудие, инструмент, средство.

Поскольку вещественные мозг и сердце, так же как и тело в целом (о которых в различной литературе говорится, что они являются органами души) не могут являться частью невещественной души, то применительно к ним выражение «орган души», очевидно, имеет значение инструмента, орудия или средства для проявления способностей души в человеке, или которым пользуется невещественная душа для своего проявления в вещественном мире.

Таким образом, при повреждениях нервной системы и, в частности, головного мозга повреждается не сама способность души чувствовать, мыслить, желать, а только внешнее, видимое проявление этих процессов. Сама же невещественная, бессмертная, а, следовательно, и неповреждаемая, душа не может потерять эти способности при механических, химических и других воздействиях. Так, например, частичная или полная потеря ума или сознания при сотрясении или заболевании головного мозга хотя и является психической болезнью, однако не является потерей собственно способности души мыслить. Данный случай представляет собой лишь потерю возможности души проявлять (выражать) себя в доступном для человека виде. Это аналогично тому, как при парализации тела, человек, находясь в неподвижном состоянии, не может выражать свои чувства обычным образом (жестами, мимикой, словами, интонацией и т. д.). Но из этого, как очевидно, не следует, что парализованный человек не испытывает различных чувств: страха, надежды, любви, нежности, ненависти, зависти, и пр.

Блж. Августин говорит: «…Тело иногда не совершает известного действия, но в этом то более всего и видно отличие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется. Часть тела может омертветь, а вместе с тем и та часть мозга, которая находится в ней; но душа ничего не потеряла и действует по-прежнему, а если ее намерения не исполняются, то причина в несовершенстве орудия».

0
0.000 GOLOS
На Golos с February 2018
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые