GOLOS
RU
EN
UA
eldar-adov
в прошлом году

The Third Planet - чарующая смесь электроники и музыки таинственного Курдистана

Доброго времени суток! Я готов снова порадовать читателей моего блога музыкальным расследованием - и все обязательные элементы сегодня есть) Красивая смесь несочетаемых музыкальных стилей, с трудом добытая информация об авторах и лёгкая тоска по возможности... "а что, если бы эта музыка оказалась на вершинах всех чартов - тогда наш музыкальный мир мог бы стать иным".

Прежде, чем начать рассказ, предлагаю вам просто послушать это - можно закрыть глаза и раствориться в музыке)

Однажды мне в жизни очень повезло, хотя я далеко не сразу осознал этот факт. Когда я был подростком, у нас был друг семьи, научивший меня разбираться в качественной музыке - у него была огромная коллекция дисков, в том числе редких малоизвестных изданий. Я часто заходил к нему в гости, брал что-то послушать, копировал музыку на болванки CD-R... Шанти, Воджани, Чжан Да Вэй и Вин Кова - всё это идёт оттуда. Теперь понимаю, что знакомство с богатейшей музыкальной коллекцией было, по сути, самой важной частью моего образования. Почти все знания, полученные в школе и универе, были сухими, формальными и бесполезными. А вот самообразование во всех его видах и формах помогало в жизни часто.

Ну, это так - к слову. В один из тех далёких дней я взял в руки диск с названием "The third planet" - и растворился в этой музыке.

CD

В буклете почему-то не упомянули ни авторов, ни исполнителей - единственной зацепкой была фраза "Bonus tracks from Kurdistani" - только благодаря ей я догадался, что музыка на диске как-то связана с далёким, таинственным и формально несуществующим Курдистаном.

В последние годы курдов часто упоминают в новостях, а много лет назад, когда мир был чуточку спокойнее - не было примерно никакой информации, что это за народ. Хотя мне и в этом плане повезло - моё детство было очень интернациональным. Играл во дворе с мальчишками-туркменами, которые очень плохо понимали по-русски, была у меня и нежная детская дружба с девочкой-узбечкой, почему-то она часто добавляла "Я из Ташкента!" - обычно без всякого повода.

В моей... мягко говоря "очень пролетарской" и анти-элитной школе русские, украинцы и татары воспринимали друг друга как один народ - потому что вот грузины и армяне от нас немного отличались как внешне, так и темпераментом. Какое-то время со мной в одном классе даже учился мальчик-курд - огромное восточное семейство снимало маленькую квартиру в соседнем доме, они называли себя грузинами, носили армянскую фамилию с окончанием -ян... а незадолго до того, как это семейство переехало из нашего двора, по сарафанному радио прошла информация: "их бабушка сказала, что никакие они не армяне, а курды". Правда это или нет - теперь уже не разобрать, а всё это я упомянул ради иллюстрации того, что далёкие и таинственные народы на самом деле гораздо ближе к нам, чем кажется. И... странно, что вроде не так много лет прошло, а мир за окном стал совершенно другим.

Вернёмся к диску - некоторые ритмичные композиции на нём ну никак нельзя назвать этно-музыкой. Это невообразимая смесь европейской клубной музыки с восточными мотивами - и кто бы ни был автором этих шедевров, я думаю - он идеально прошёл по тонкой грани и смешал все элементы в идеальной пропорции.

Стоит ли упоминать, что много лет подряд в интернете не было примерно никакой информации о диске и авторах))) Живя в Москве, я давал послушать эти трэки многим друзьям-музыкантам - они удивлялись, как круто это сделано - "очень современно и колоритно" и "Эльдар, где ты всё это находишь?"

Как ни странно, на диске есть и индуистское песнопение в совсем уж невероятной версии:

Этот бхаджан я однажды услышал в Москве - друзья играли этно-программу в арт-кафе, расположенном во дворе Булгаковского дома, я снимал всё это на камеру (читай - стоял рядом со штативом и следил, чтобы никто не спотыкался о провода). Помню - слушал живую версию, глядя через окно во двор, помнящий шаги обитателей "нехорошей квартиры"... и думал о том, что версия таинственных курдов звучала интереснее)

Одна композиция вообще начинается с "электронного дождя", я просто не знаю, как ещё описать этот звук, ничего подобного не слышал больше нигде)

Что ж, пора переходить к расследованию. Кто, когда и как создал музыкальный проект "The third planet"? На диске была информация, что альбом выпущен в Германии в 1999 году - но больше ничего. Только фотография музыкантов, вставленная во все ролики на Youtube.

Только сегодня нашёл информацию на сайте Discogs, что за красивым названием группы скрываются вот эти люди: Maurizio Dami, Nazar Abdulla и Rashmi Bhatt. Группа выпустила три альбома - "The third planet", "Kurdistani" и "Salam salam", некоторые композиции в них повторяются, всего я собрал к себе в папку 18 трэков.

Только про одного из авторов в интернете есть хоть какая-то информация. Итальянец Maurizio Dami - видимо, он отвечал именно за электронную и ди-джейскую часть проекта. Сейчас он известен под псевдонимом Alexander Robotnick. Википедия любезно сообщает нам:

"В 1987 году он обратил свой интерес к жанру world-music, и в течение следующего десятилетия сотрудничал с африканскими, курдскими и индийскими музыкантами. В 1994 году Роботник начал работать с индийско-итальянской группой "Govinda". В 1996 году вместе с Назаром Абдуллой и Рашми Бхаттом он создал "The third planet", мульти-этническую группу, которая смешивала традиционную музыку Курдистана, Алжира и Индии с современным звучанием. Группа давала концерты в Италии".

Вот такая загадочная средиземноморская смесь. Итальянский ди-джей, традиционная музыка Курдистана и Алжира, индийские песнопения - и всё это вместе очень круто звучит.

Стиль world music зародился в конце восьмидесятых и был очень популярен до начала нулевых - чуть больше десяти лет, дальше популярность подобной музыки, к моему большому сожалению, пошла на спад. Мне кажется, что главный message этого стиля - "Смешать можно всё!" Лично меня всегда цепляла именно эта фишка - как можно оригинально сочетать и смешивать элементы из европейской, ближневосточной, китайской, российской, латиноамериканской культур. Причём - не только в музыке. В кулинарии, архитектуре, в повседневности - да в чём угодно. Только музыку намного проще распространять, особенно в эпоху интернета. Стоит лишь нажать play - и зазвучат хоть мелодии Курдистана, хоть музыка перуанских креолов (кстати, именно вот её в интернете мало, придётся ещё попотеть-поискать).

На сайте Маурицио Дами/Роботника упомянут ещё один диск "The Third Planet - Melt in Time", выпущенный в 2002 году, но даже списка композиций я не нашёл нигде. Если пластинка и была выпущена, то информация о ней в интернет пока не просочилась, да и сам автор почему-то не хочет о ней вспоминать.

Остаётся лишь сказать спасибо интернациональному составу "Третьей планеты" за чудесную музыку... фантаст Филип Дик перед смертью не успел закончить роман о том, как на Землю прибывают инопланетяне-телепаты, не использующие речь и звуки. Здесь они впервые услышали музыку - и наша планета показалась им раем. Отличная задумка была... взять и дописать, что ли?..

0
136.940 GOLOS
На Golos с July 2018
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые