GOLOS
RU
EN
UA
iov75
в прошлом году

О вероятности американской гражданской войны

Среди аналитиков занимающихся изучением накопившихся геополитических и финансово-экономических противоречий, эта вероятность вполне допускается. (Не буду касаться пророчеств на эту тему). С приходом в Белый дом "неистового" Трампа "тема новой американской гражданской войны стала политически корректной в американских СМИ". Об этом пишут и говорят многие. Более, есть данные что порядка 31% американцев, считают вероятность гражданской войны, вполне реальным событием (сроки - в течение ближайших 5 лет). Почему так? Почему страна, подобно пылесосу поглощающая ресурсы всего мира, оказывается колоссом на глиняных ногах? По мнению Фрэнсиса Фукуямы, американское общество столкнулось с кризисом идентичности (не путать с идеологической, мировоззренческой, духовной). О чем он и пишет в "своем последнем эссе «Против политики идентичности», опубликованном на известном американском аналитическом ресурсе "Foreign Affairs".

Суть эссе в следующем.

США как "оплот" либеральной демократии потерял, в глобально-идеологическом смысле, свой мировой авторитет. Репутационные потери оказались настолько мощными, что привели к пока ещё латентному (скрытому) кризису Системы в целом. В следствии этого, произошёл откат (во всем мире) демократических Систем к более традиционным формам (в прошлом) режимов - авторитарных, деспотических, клерикальных (например, Китай, Россия, Иран). Набирает силу реваншизм и популистский национализм. В общем, капиталистическая Система в демократической оболочки, терпит поражение на всех фронтах. И связано это всё, не с экономическими противоречиями, а с глобальным поиском собственной идентичности. То что Фукуяма называет "политикой идентичности". Если проще, естественное стремление человека к само-достоинству. К признанию собственной ценности. Помните у Карнеги о " чувстве собственной значимости".

В самих США - это явление достигает апогея. Транссексуалы, интерсексуалы, этнические и религиозные меньшинства, иммигранты, беженцы, ЛГБТ-эшники -- требуют расширения культурного поля и усиления своих позиций в американском обществе. Я думаю, что начав как маргинальное и преследуемое в общественном сознание, меньшинство, эти гомопотреблятикус хотят полного доминирования (желательно с мощным карательным инструментарием). Понятно, что их усилия встречают сопротивление. Помните: "действие равняется противодействию". И это происходит.

Фрэнсис сетует на то, что когда-то целостное общество фрагментируется и разрывается на сегменты. И это ... начало конца!

Экономическое неравенство он также не обходит стороной. Ненависть к элитам (космополитической по своей сути) растёт по экспоненте. Касается проблем афроамериканцев, которых хоть и признали равноправными членами общества, но в экономическом плане их патологическая бедность стала "притчей во языцех". Фукуяму тревожит то, что за последнее десятилетие социальный распад накрыл "медным тазом" и белое население США. Потеря социального статуса, ложится тяжким бременем на последних. "Эта связь между доходом и статусом помогает объяснить, почему националистические или религиозно-консервативные призывы влияют больше, чем призывы традиционных левых, базирующиеся на экономических основаниях. Националисты говорят, что они недовольны следующим: раньше они всегда были главными в великой нации, но иностранцы, иммигранты и элиты сговорились отодвинуть их. «Ваша страна — уже не ваша, — говорят они, — и вас не уважают на вашей собственной земле». Религиозные правые рассказывают похожую историю: «Вы являетесь членами великой общины верующих, преданной неверующими. Это предательство привело к вашему обеднению и является преступлением против Бога ... И хотя они являются членами доминирующей этнической группы, многие представители белого рабочего класса считают себя жертвами. Они маргинализованы. Такие настроения проложили путь к появлению политики правой идентичности, которая в крайнем случае принимает форму явно расистского белого национализма.," - пишет Фрэнсис.

Очевидно, что все больше нищающих американцев видят "корень зла" в мигрантах и расовых меньшинств (нечто подобное можно наблюдать и в современной России). И в совокупности всё это серьёзный детонатор для вероятного социального взрыва, а в последствии и гражданской войне.

Выход Трампа на большую политическую сцену ("весь мир театр и игра"), способствовал усилению, кристаллизации этих тяжелых противоречий.

Честно говоря, выход из этого тупика Фрэнсисом, мне не кажется убедительным. ("Гладко было на бумаге, да забыли про овраги"). Не верю, что унифицированная идентичность - это панацея от всех бед. Для него проблема заключается в том, как пройти между Сциллой (национальная идентичность) и Харибдой (базисным разнообразием американского общества). Романтическая опора на идеи конституционализм, верховенство закона и равенство людей, похвальна, но насколько реально эти ИДЕИ отражают объективную жизнь рядового американца. Ведь по его словам, "в сравнении с Европой Соединенные Штаты гораздо более приветливо относились к иммигрантам, отчасти потому, что в начале своей истории они создали «кредовую» национальную идентичность....Американизм представляет собой набор убеждений и образ жизни, а не этническую принадлежность".

Это принципиальный момент. Но выше Фрэнсис признает фактически наступившую: хаотизацию, дискретность, фрагментарность американского общества. Он честно называет это кризисом сложившейся Системы. Но а предложение о принципиальном отказе (для Европы) "национальной идентичности, основанной на этнической принадлежности", для меня является свидетельством его "пещерного" космополитизма.

Безусловно, Фукуяма ВЕРИТ, что американцы преодолеют этот Вызов истории. Сохранят свою мировую гегемонию и продолжат нести "свет демократии" в остальной "диктаторско-тиранический" мир.

0
0.033 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые