Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
4 года назад
история

Духовная память Урала (окончание)

В этой статье я расскажу от истории уральских храмов, чья судьба связана с памятью монарших особ, побывавших на нашей земле, а также познакомиться с приходами, возникшими в честь представителей царственной династии Романовых.

Начало


Церковь Александра Невского в селе Шурала первоначально была возведена из дерева и освящена 15 июня 1847 года в память небесного покровителя Александра I Благословенного. В 1906 году здесь был заложен новый каменный храм, построенный в 1916 году.


Елисавето-Мариинский миссионерский женский монастырь расположен недалеко от ж/д станции Шамары. Он был последним из царских обителей, основанный в 1916 году трудами игумена Серафима Кузнецова, доверенного лица Царской семьи Николая II, в частности, Царственной молитвенницы Великой Княгини Елизаветы Федоровны, сестры императрицы Александры Федоровны, в честь которой и был назван монастырь (она неоднократно посещала Пермскую губернию). В 1920 году скит был закрыт и разорен, а сестры подверглись репрессиям. В настоящее время монастырь возрождается.


19 марта 1861 года в Нижнетагильском Входоиерусалимском соборе (взорван в начале 30-х годов XX века) был отслужен благодарственный молебен по случаю отмены крепостного права в России. Царский манифест был оглашен также на площади перед заводоуправлением. Там же кто-то подал мысль о создании на народные средства церкви во имя великого князя Александра Невского и в память освобождения крестьян из крепостного состояния. Так на Вересовой горе была построена Александро-Невская церковь (на Гальянке), освященная 6 декабря 1877 года, а также часовня, заложенная 30 августа 1891 года и освященная 19 февраля 1895 года. На строительство церкви ушло 16 лет.

Шестиярусный иконостас имеет упоминание об императоре — в середине четвертого яруса изображение Воскресения Спасителя с надписью: «4 апреля 1866 года, в память первого избавления Царя-Освободителя (имеется в виду покушение на Александра II), над капителями колонн вензель «А. II.» В настоящее время церковь открыта прихожанам.


В настоящее время продолжается традиция возведения храмов памяти царской семьи. Так, приход святых Царственных страстотерпцев в Перми был основан казаками Прикамья в мае 1997 года и первоначально именовался Свято-Георгиевским.

21 сентября 2001 года приходом был заложен деревянный храм в честь святых Царственных страстотерпцев в микрорайоне «Нагорный» индустриального района города Перми по адресу: улица архитектора Свиязева, 19. Первая служба (праздничный молебен в честь святых Царственных страстотерпцев) в новом храме была совершена 17 июля 2002 года, 2 сентября 2002 года была отслужена первая божественная литургия. Церковь Алексия царевича в селе Кашино. Строительство храма было приурочено к 100-летию со дня рождения царевича, убитого большевиками со всей семьей в Ипатьевском доме.


Деревянная однопрестольная церковь во имя царевича Алексия была заложена в 2003 году на берегу реки Сысерть архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Строительство было завершено в 2004 году. Хотя храм в Кашино по размерам невелик, но он имеет огромное значение для духовной жизни села, поскольку здесь никогда не было церкви, а стояла лишь часовня…


Подобных примеров множество. Представители царственного дома Романовых посещали нашу землю неоднократно, в силу разных обстоятельств. Будучи приверженцами идеи соединения православия и самодержавия, русские государи строили храмы, посещали уральские обители, оставляя как некоторые дары, так и память о своем здесь пребывании.

Россия является той редкостной страной, в которой народ питает непреходящую христианскую любовь к храму. Об этом говорит вся история российских храмов, сохранение и возрождение уральских святынь.


Литература:
1.Демидовские гнёзда: культурно-исторические очерки. / Колл.авт. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.
2.Екатеринбург. Энциклопедия. — Екатеринбург: «Академкнига», 2002.
3.Корепанов Н. С. Город посредине России: культурно-исторические очерки. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. — 368 с.: ил.
4.Лукьянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу. — Екатеринбург: Банк
культурной информации, 1998.
5.Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. / под ред. Викентия, архиеп. Екатеринб. и Верхотур. // ООО «ОМТА»». — Екатеринбург, 2005.
6.От покаяния к возрождению. — Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2003.
7.Печуркина Р. Да будет храм в душах наших! // Родина. — 2003. — № 9.
8.Свято-Троицкий кафедральный собор / под ред. И. Катаева. // ООО «ОМТА». —
Екатеринбург, 2004.
9.Чагин Г. Священные оковы: Михаил Никитич Романов и Ныробские святыни.
// «Родина». — 2001. — № 11.


Об авторе: Юрова Галина Владимировна - руководитель музея имени Героя Советского Союза А.И. Петелина "Морские мили новоуральцев", ведущий библиотекарь Центра патриотизма «Родина» МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа.


Редакторы: @borisov-a и @fomichev аккаунт @uraloved ("Вестник истории Верхотурского уезда")

Шеф-редактор Сообщества Истфак @nikalaich


Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

Торговая платформа Pokupo.ru

историяверхотурьевгиамзistfakромановы-урал
12
781.153 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые