Духовно-нравственная революция идеи прав человека
Под революцией (от позднелат. revolutio — поворот, переворот) понимают:
1)переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды;
2)внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя — в противоположности эволюции, постепенному изменению.
Традиционно революцию подразделяют на следующие группы:
1.Социальная революция;
2.Политическая революция;
3.Революцию в науке;
4.Сексуальная революция;
5.Виртуальная революция;
6.Информационная революция;
7.Культурная революция.
Предметом нашего исследования является так называемая духовно-нравственная революция, которая охватила идею прав человека и человеческое сознание. Как правило, социальные и политические революции (буржуазные революции, социалистические революции, Октябрьская революция, «бархатные революции», «цветные революции»), информационные революции и сексуальные революции не сопровождаются резким духовно-нравственным подъемом и нравственным обновлением общества, а наоборот приводят к девальвации духовно-нравственных ценностей и разрушению культуры.
В. А. Чигирев отмечает, что «В России произошла безнравственная антинародная революция. По сути, это — революция мировой безнравственности против традиционной народной нравственности. Вместо «миллионов собственников» появились десятки миллионов нищих».
Современник Октябрьской революции Н. А. Бердяев (18.03.1874–24.03.1948 гг.) писал, что «Социальной, а глубже и духовной сущности русской революции нужно искать не в столкновении классов трудящихся с классами имущими, не в борьбе пролетариата с буржуазией, а прежде всего в столкновении жизненных интересов и в противоположности жизнеощущений представителей труда материального и труда духовного. Это очень глубокий конфликт труда количественного с трудом качественным, это — трагическое для судьбы России столкновение «народа» с «культурой». Народ восстал против дела Петра и Пушкина. Причины такого характера нашей несчастной революции заложены очень глубоко в прошлом» .
Например, П. И. Юнацкевич, В. А. Чигирев и С. В. Горюнков указывают другую причину Октябрьской революции: «Если нынешний кризис — это кризис доверия к традиционным идеалам, то и саму проблему кризиса нужно рассматривать с точки зрения выявления причин, подорвавших доверие к этим идеалам. Почему, спрашивается, сто с лишним лет назад в России начал углубляться кризис доверия к идее монархической власти — кризис, воплотившийся в лозунге «Долой самодержавие»?
Ответ очевиден: убежденность в необходимости и благости монархической власти покоилась на религиозной вере в ее божественное происхождение. Рухнула вера — рухнул и мистический статус «божьего помазанника»; в самодержце стали видеть обычного человека, присвоившего себе ничем не обоснованное право на безграничное своеволие. И «порулить» захотелось многим.
Продолжение следует
Литература:
1.Бердяев Н. А. Духовный и материальный труд в русской революции // Народоправство. — 1918. — № 21–22.
2.Воробьев В. П., Илиев Р. Р. Права человека в иудаизме и еврейской правовой традиции // Международная жизнь. — 2016. — № 6.
3.Головушкин Д. А. Русская революция и ее религиозно-исторический смысл в полемике церковных и внецерковных реформаторов начала XX века // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. — 2017. — № 2.
4.Ивентьев С. И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека:
монография. — Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012.
5.Краснов М. А. Права человека в понимании Русской Православной Церкви // Очерки
идеологии постсоветского конституционализма: Сборник научных трудов / Под ред.
М. А. Краснова и Ю. Г. Барабаша. — Харьков: Право, 2013.
6.Калинин С. А. Идея прав человека в православном понимании//Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2012. — № 1.
7.Лухтерхандт О. Права человека, свобода вероисповедания и Русская православная
церковь//Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2012. — № 1.
8.Макаров Ю. Н. Советская государственная религиозная политика и органы ВЧК-ГПУОГПУ-НКВД СССР (окт. 1917 – конец 1930-х гг.): автореф. дис. … доктора ист. наук. —
СПб., 2007.
9.Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. — Киров, 2009.
10.Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2009.
Об авторе: Ивентьев Сергей Иванович . Советник Российской академии естествознания, член Российского философского общества (г. Казань).
Редакторы: @borisov-a @fomichev аккаунт @uraloved ("Вестник истории Верхотурского уезда")
Шеф-редактор Сообщества Истфак @nikalaich