GOLOS
RU
EN
UA
istfak
2 года назад

"Одна на всех Победа..." РПЦ в Великой Отечественной войне

Вместо предисловия

В своё время я плотно занималась изучением Истории Русской Православной Церкви. Тема дипломной работы - "История организации управления РПЦ".

В своих исследованиях я старалась быть беспристрастной, так как никогда не являлась "верующей". Порой, в силу полученных знаний, в моих работах преобладало критическое отношение к Церкви как к аффилированному с Властью институ "подавления воли" людей (кто читал мой блог, тот понимает о чём речь).

Но данную статью , которая приурочена к Дню Победы ( но по ряду причин не сумела своевременно отослать её в редакцию "Истфака") я не могу и не имею права излагать в привычном для меня стиле. Ибо Победа была одна на всех. И Церковь была частью Народа и внесла свою лепту.


*


Итак. Началась Великая Отечественная война. В день Всех святых в земле Российской просиявших.

В своей пропаганде нацисты пытались использовать антирелигиозную деятельность большевиков и кровавые преступления "сталинизма" для агитации населения с целью "всемерной помощи немецкой армии в борьбе с проклятыми коммунистами".

Но, как обычно все захватчики, не учли ментальность русского ( в данном контексте "советского") народа, для которого внутренние проблемы-это и есть "внутренние". Решаемые меж собой. А "захватчикам" с любыми лозунгами на Руси не рады никогда.

Митрополит Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал «Послание пастырям пасомым Христовой Православной Церкви», в которой призывал православный русский народ на защиту Отечества:

Священнослужители, немало претерпевшие от власти большевиков невзгод и мучений, тем не менее стали духовными наставниками православных, поднимая их на борьбу с общим врагом.

От имени церкви осуждались дезертиры,сдавшиеся добровольно в плен. Проклинались "иуды", сотрудничавшие с оккупационным режимом. Православные храмы стали убежищами и пунктами оказания первой медицинской помощи. Сами священники участвовали в партизанском движении, оказывали посильную помощь в медсанбатах и госпиталях, рыли окопы и противотанковые рвы.


*


По всей стране проводился сбор средств на нужды обороны. 30 декабря 1942 года вышел призыв Митрополита Сергия к пожертвованиям на танковую колонну имени Дмитрия Донского:

"Пусть наша церковная колонна несёт на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехах русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения родины".

На постройку танковой колонны было собрано 6 млн. рублей .


*


Советское правительство высоко оценило вклад церкви в достижение победы над нацистами. Группа епархиальных священнослужителей за патриотическую деятельность была награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".


*


Всего сумма пожертвований от Русской православной церкви и верующих составила 150 млн. рублей. Война, вопреки ожиданиям многих, не обострила отношения Московской Патриархии с государством. Церковь не поддалась искушению рассчитываться за нанесенные ей жестокие удары.

Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами гонения на религию. Этот фактор не мог не оказать воздействия и на религиозную политику советского правительства.

Уже в первые годы войны репрессии верующих и закрытия храмов прекратились, и даже появились первые случаи открытия церквей и освобождения репрессированных священнослужителей. Сошла на нет и антирелигиозная пропаганда.

Среди рекомендованной ЦК ВКБ(б) отделом партийной пропаганды и агитации обкомов тематики докладов и бесед на весну 1942 года антирелигиозная проблематика была полностью исключена, зато среди тем были, например, следующие: "Немецкие фашисты — злейшие враги и разрушители европейской культуры», «Благородные и возвышенные цели Отечественной войны".

К середине 1943 года руководство страны признало необходимость нормализации государственно-церковных отношений. 4 сентября 1943 года в ходе встречи церковных иерархов с руководителями страны были решены вопросы о восстановлении канонического церковного управления во главе с Патриархом, открытии духовных школ, возобновлении издательской деятельности Московской Патриархии, открытии приходов и т. д.

Уже 8 сентября состоялся Архиерейский Собор, избравший Священный Синод. При Советском правительстве был учрежден специальный орган для проведения новой религиозной политики — Совет по делам Русской православной церкви. Особое значение для оживления церковной жизни имело принятое Поместным Собором "Положение об управлении Русской православной церковью" от 31 января 1945 года. Оно состояло из четырех частей: "Патриарх", "Священный Синод", "Епархии", "Приходы".

На всех уровнях церковная власть была укреплена. Во главе Церкви находился Патриарх, в епархии — архиерей, а в каждой приходской общине — настоятель храма, имеющий свою печать и штамп. Во всех епархиях продолжались открываться закрытые ранее приходы (с января по ноябрь1944 года было открыто более 200 церквей), рукополагались пресвитеры и диаконы. Мысль Патриарха Сергия о возобновлении духовного образования в России была наконец осуществлена. В Москве открылись Богословский институт и Богословско - пастырские курсы.

Сталинское государство зорко следило за возрождением религиозной активности населения, стремясь использовать его в своих интересах. Поэтому, наряду с Советом по делам Русской православной церкви, контролирующим этот процесс из центра, на местах, с целью практической реализации его директив, был создан институт уполномоченных по религиозным вопросам.

Согласно положению о Совете, утвержденному 7 октября 1943 года, в каждой союзной автономной республике, крае или области при высшем исполнительном органе власти (Совете народных комиссаров, исполнительном комитете областного или краевого Совета депутатов трудящихся) вводилась должность уполномоченного по делам Русской православной церкви.

Подчиняясь напрямую руководству Совета, уполномоченный при согласовании с местной администрацией обязывался наблюдать за религиозной обстановкой на вверенной ему территории. Практически все действия уполномоченного определялись специальной инструкцией, утвержденной Советом 5 февраля 1944 года. Круг обязанностей уполномоченного сводился к следующему: установление контроля за своевременным принятием к исполнению всеми местными органами власти законов и постановлений Правительства, относящихся к жизнедеятельности Русской православной церкви; осуществление учета всех действующих и закрытых культовых учреждений и определение возможности их использования по назначению; рассмотрение заявлений и ходатайств верующих об открытии церквей, молитвенных домов и выработка предварительного заключения для решения этих вопросов со стороны органов власти; представление в Совет по делам Русской православной церкви, в высшие исполнительные органы власти республики, края, области необходимой информации (поквартальных отчетов, статистических сводок) о состоянии религиозных дел на подконтрольном ему участке.

Православная Церковь объединилась с Советской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения, молитвы выступали в роли душевного успокоения.

В итоге: Наше дело было правое. Враг был разбит. Победа была за нами.


*

@laracraft

Литература:
1.История Русской Православной Церкви. — М., 1994.
2.Дамаскин И.А., Кошель П.А. Энциклопедия Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: Красный пролетарий, 2011.
3.История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т.1. 1917-1970. СПб: Воскресение. дополненное и переработанное. 2007.


Торговая платформа Pokupo.ru

2
207.384 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые