Православные приходы города Надеждинска # 7
В 1928 году отец Леонид был арестован по доносу жителя Надеждинска Мелькова. Признаки преступления в действиях Коровина усмотрели в том, что благочинный 10 октября во время заседания приходского совета вёл среди присутствующих агитацию за оказание материальной помощи священникам, находящимся в тюрьмах, говоря, что «сейчас везде и всюду идут аресты священнослужителей и нет никакой гарантии в том, что сегодня или завтра не арестуют и нас».
Тем самым, по мнению следствия, начавшегося 18 октября, Коровин используя религиозные предрассудки масс, старался подорвать авторитет Советской власти, то есть совершил преступление по статье 58/10-11 Уголовного кодекса РСФСР. Помимо устного призыва, батюшка будто бы собирал средства для оказания материальной помощи репрессированным священникам.
На самом деле в соборе стояли две кружки для подаяния: одна – в пользу заключённых, другая – в пользу бедных. Из первой церковный староста периодически вынимал деньги и закупал продукты, которые относил заключённым при Надеждинской административной части.
Вот этот факт и был буквально за уши притянут к «преступлению» Коровина. Несколько месяцев, пока рассматривалось его дело, отец Леонид находился в Тагильском исправтруддоме. 18 января 1929 года Особое совещание при коллегии ОГПУ приняло решение: «Коровина Л.М. выслать за Урал сроком на три года, а по отбытии наказания лишить его права проживания в 12-ти пунктах Уральской области, с прикреплением к определённому месту жительства».
Отбывал срок отец Леонид в Тюменском округе. С середины 30-х годов Леонид Коровин жил в городе Невьянске, служил протоиереем Вознесенской церкви. После ареста Коровина благочинным 5-го округа и настоятелем Спасо-Преображенского собора до его закрытия служил протоиерей Дмитрий Патрикеев.
В 1929 году в Советском Союзе были приняты законы, согласно которым религиозная пропаганда объявлялась государственным преступлением, священники и члены их семей лишались гражданских прав. Местные органы власти получали право решать судьбу культовых зданий.
В сентябре-октябре 1929 года на предприятиях и учреждениях Надеждинска прошли собрания рабочих и служащих по вопросу закрытия самого большого храма города - Спасо-Преображенского собора. Тональность их была в основном антирелигиозная, преобладало мнение, которое озвучил один из рабочих Уралпромстроя: «…веками вбивался поповский дурман, трудно с ним вести борьбу. Культы ведут работу среди малокультурных людей и помогают буржуазии подорвать строительство Советской страны, религиозные обряды способствуют распространению заразы».
В резолюции собрания на Уралпромстрое говорилось: «…церковь построенную на насильно удержанные средства рабочих при царизме…и как оплот темноты и невежества…отобрать. Здание…использовать под вновь открываемый техникум…». Подобными были резолюции и на других предприятиях и учреждениях Надеждинска.
Редко, но раздавались на этих собраниях голоса в пользу сохранения церкви как места отправления культа: «церковь не нужна…для всех, (но) есть ещё люди, которые от церкви не отказываются и верят в бога, поэтому церковь закрывать не следует…церковь нам не мешает».
Продолжение следует
Аккаунт автора на Голос ИД @fomichev
На Голос ИО @uraloved