Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
4 года назад
история

Роль монастырей в духовной жизни населения Урала и Сибири в XVII веке # 8


Появление городов и монастырей имело большое значение для распространения христианства среди коренного населения Сибири. Подготовка (катехизация) и крещение происходили в монастырях, где готовившиеся к крещению проводили около 6 недель.

К сожалению, сохранившиеся документы не дают возможности определить, все ли сибирские монастыри были вовлечены в процесс христианизации. Известно, что манси Верхотурских волостей проходили катехизацию в Верхотурском Николаевском монастыре. В дальнейшем новокрещену не разрешалось жить вместе с некрещеными сородичами, поэтому его новым местом жительства становились либо город, либо архиерейские и монастырские вотчины.

Одна из типичных историй новокрещена приведена в работе С. В. Бахрушина, посвященной истории Красноярского уезда. Казаха Аргамачку крестили в Красноярском Введенском монастыре с именем Якушко Максимов, после чего он поселился в монастырской деревне Березовке, а через некоторое время игумен Филипп женил его на девке Анютке «мугальской породы», также принявшей крещение.

Крещение коренных народов Сибири (икона Сергея Вершинина)


С процессом христианизации коренного населения связана история возникновения Троицкого монастыря в бывших владениях кондинских князей Алачевых. Он был основан в 1653 г. по челобитной остяков 14 ясачных волостей39. Просьбу остяков поддержал Сибирский архиепископ Симеон. Около заброшенных Троицкой и Зосимо-Савватиевской церквей в Кодском городке возникла небольшая монашеская община.

Началось монастырское строительство и возведение новой теплой церкви в честь Благовещения. Благодаря царским пожалованиям руги, земли, торговых и таможенных льгот монастырю удалось создать довольно устойчивое хозяйство40. Крещеные остяки жили в монастыре и работали на него в качестве «крепостных служебников» и трудников.

В переписной книге 1673 г. отмечено 11 дворов «новокрещеных бобыльков», живших «за монастырем». Сохранившиеся документы не дают ответа на вопрос, занимались ли кондинские монахи проповеднической деятельностью среди иноверцев. Из них следует, что обращение остяков к православию в основном диктовалось материальными трудностями.

Лишь по косвенным данным можно судить о том, что в Кондинском монастыре проходили катехизацию и крещение. Так, в 1688 г. игумен Макарий обратился к светским властям с просьбой дать подводы для доставки из Тобольска в Кондинский монастырь большого груза, в котором находились и 20 бараньих шуб «новокрещенным в милостыню».

Предпринимались попытки обращения в православную веру и народов Северо-Восточной Сибири. Здесь форпостом считался Якутский Спасский монастырь. Известно, что в 1668 г. митрополит Корнилий отправил иеромонаха этого монастыря Макария распространять православие среди населения, проживавшего на Индигирке и Колыме. Старец вернулся из этой поездки через 15 лет.

Верхотурье. Свято-Покровский женский монастырь


Продолжение следует

Начало и библиография


Об авторе: Манькова Ирина Леонидовна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН


Редакторы: @borisov-a @fomichev аккаунт @uraloved ("Вестник истории Верхотурского уезда")

Шеф-редактор Сообщества Истфак @nikalaich


Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

Торговая платформа Pokupo.ru

историяверхотурьевгиамзistfakистория-религии
12
746.589 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые