Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Сергий Радонежский, рождение СУДИИ ( из истории Политклубов )

С Вами снова @sterh.

В XIV веке случилось чудо, превратившее Московию в росток огромной империи. Всё что было до него – семена, лишь одно из которых проросло. Имя этому недооцененному нами Чуду – Сергий Радонежский.

Историки и церковники расходятся во мнениях о дате и даже годе рождения мальчика Варфоломея. И год, в котором я пишу цикл статей об этом Человеке (в бытии и величии которого я лично не сомневаюсь, в отличие от содержания дошедших до нас описаний окружавших его жизнь и деяния обстоятельств), т.е. 2018-й, попадает как раз на середину спорного диапазона от 03 мая 1314 до 03 мая 1322 годов.

Поэтому, и небезосновательно, я считаю 2018 год – годом 700-летнего юбилея Великого Старца – провозвестника судьбы российской! И уж если власть и церковь продолжит традицию ставить памятники основателям России, то именно Сергию Радонежскому и следовало бы посвятить и новый памятник (как минимум масштаба, Родины-Матери на Мамаевом Кургане). И будь моя воля, поставил бы я его в Коломенском. Так, чтобы и Кремль, и Москва, и вся Россия простирались под ним. По заслугам.

Но прежде чем приступить к своей версии жизнеописания Судии (а в том что он судил, рассуждал, т.е. решал судьбы людей, князей, земель, времён! - разве кто - то сомневается?), позволю себе методическое и онтологическое отступление.

Мне не нравится уничижительный термин «альтернативная история», ибо на него сразу вешают ярлыки «лженауки» и «фантастики». Между тем официальная история конкретной страны или империи является не менее придуманной сказкой, хоть и со встроенными, что называется, «в строку» артефактами. Артефакты эти всегда недостаточны, ибо либо частью утрачены, либо сознательно уничтожены, либо специально под задачу «произведены», либо интерпретированы под выгодную политическую конъюнктуру и историческую траекторию.

Я придерживаюсь в подходе к анализу истории методов реконструкции историй на основе отрывочных данных и логики развития событий. И уж коли «реконструкция» в костюмировании и воспроизводстве историчности вошла в моду, то и реконструкция самой истории – явный тренд, хотя бы потому, что История перестала подчиняться государствам.

Так что моё историческое сказание – есть попытка реконструкции судьбоносной судьбы (сознательная тавтология). Каждый вправе делать собственные реконструкции. Монополии на историческую правду больше нет. Вводную часть цикла «Братство Сергия Радонежского» можно прочитать здесь

Итак, примерно 3 мая 1318 года в глубоко православной семье у Кирилла и Марии (!) родился сын. День рождения можно считать достоверным, потому что традиция крестить младенца в 40-й день для начальных православных на Руси (Русь здесь и до времени – определение территории, а не государства), была вероятно обязывающей. 

Итак, на 40-й день от рождения мальчика во Христе назвали Варфоломеем по имени соответствующего святого апостола. Сказанное батюшкой Михаилом «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы» - явная додумка будущего жизнеописания. Однако, служение святой Троице, похоже, сопровождало будущего Сергия по всей жизни, а значит, как то связано с родительским или священническим напутствием.

Увы, за недостаточностью источников, не берусь утверждать, что жизнеописатели опирались на сведения точные, хотя судя по будущему Варфоломея, можно и даже нужно поверить следующей фразе об отце нашего героя: 

«Кирилл состоял на службе у Ростовских князей - сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, …»

Это важно для нашей реконструкции, ибо поверить, что из простецкой семьи произошёл месточтимый авторитет, я никак не могу.

Для краткости не станем останавливаться на родителях, за исключением важнейшего обстоятельства, запустившего закрутку пружины будущего подвига, приведшего к поистине вселенским ( в ойкуменическом, церковном смысле) последствиям. Из того же источника цитирую, что якобы в 1328 году

 «…Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).»

Однако, в иных источниках утверждается что причиной бегства семьи Кирилла была политика Орды, наместником которой, и соответственно, её фискалом, и был князь Иван, например Wiki прямо ссылается на авторитет Епифания Мудрого, ученика Сергия, написавшее первое «Житие» нового святого :

 «Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе.»

 И далее, что также важно для нашего повествования: «Но наихудшим бедствием- как сообщает Епифаний-  стало «великое нашествие татар, во главе с Федорчуком Туралыком», переход великого княжения к московскому князю Ивану Даниловичу и лишение ростовской знати её власти, имущества, почестей и всего прочего. 

Назначение и приезд в Ростов московского воеводы Василия сопровождались насилием и многочисленными злоупотреблениями москвичей, которые, согласно Епифанию, вкупе с татарскими набегами, посольствами и данями, а также частыми неурожаями побудили Кирилла к переселению: «собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж»

Не буду ссылаться на различные исследования, но сделаю здесь наглый вывод о том, что окончательно Ростовское княжество подпало под власть Орды при помощи Ивана Калиты! Просто обратите внимание на имя захватчика, вероятнее всего княжьего воеводы – Федорчук Туралык. Кстати, имя такое говорит о том, что в Орде у подданных, возможно, лишь у знати, были двойные имена. О чём также кричит в уши упёртым этакая вот нахальная в противоречии официальной Истории фраза из другого источника:

 «В 1327 году к сопернику Калиты, великому князю Александру, прибыл в Тверь с большою свитою ордынский посол Чолхан (по-русски – Щелкан), сын того воеводы Дюденя, который жестоко разорил Северную Русь при сыновьях Александра Невского.»

Важно в до-Радонежском периоде детства Варфоломея понимать, что «Русский Север» того времени, и даже до краха Российской империи, был более свободен от «модных политических веяний», сначала Орды, а потом – крепостного права. Считается, что в Ростове, как и в Новгороде, и во многих других северных городах и княжествах, православия было гораздо больше, чем на ордынском «юге», не говоря уж о востоке. В Ростове были православные школы, в одной из который учился барчук Варфоломей, там же познавший греческую грамоту, обеспечившую ему широчайший по тем временам кругозор, и знание о западной (заордынской) жизни.

Надо думать, что нашествие «татар» на Ростов вызвало не только рост налогов, притеснение старой знати, но и радикальное усложнение церковно-приходской жизни.

Вот и представьте себе теперь обстановочку, в которой благоверная семья Варфоломеева бежит в явную дебрь, захолустное поселение Радонеж (удивительное таки слово-перевёртыш (палиндром) – РАДОНЕЖ/ЖЕНОДАР). У якобы городка славы до Сергия – ноль. Спрятано поселение в глухих лесах, среди холмов. С большой вероятностью – православный «скит», в который собираются притеснённые христиане. Возможно и вовсе – новопоселение, судя по основаниям вокруг будущих поселений – монастырей.

Мальчик с тонкой организацией души, воспитывающийся не только в вере православной, но и на уверениях в своей исключительности (история с беременностью о трёх криках из утробы, пророчество крестителя, мать Мария, явление старца, большие способности к учениям…) неожиданно попадает в ситуацию катастрофы, виной которой – Орда!

Варфоломею в это время примерно 10 лет. Вспомните себя в эти годы, и Ваше отношение к окружающему…

                  

*

Засим воспоследует...


 Ваше хобби стремится стать бизнесом, а бизнес рвётся в онлайн?
Ищете сервис для создания интернет-магазинов?
Прежде чем выбрать, задумайтесь, как бы вы поступили,
если бы все интернет-магазины были стульями?
В этом посте
@ivelon отвечает на самый главный вопрос о торговой платформе Pokupo

0
109.528 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые