Страницы истории города Воткинска # 3
Хотелось бы немного рассказать о земной биографии святителя Димитрия Ростовского, выдающегося церковного деятеля. Он родился близ Киева в декабре 1651 года в семье полкового сотника, «мирское имя» Даниил Савич Туптало.
В возрасте 11 лет родители отправили его для обучения в Киевское братское училище (ныне Киевская духовная академия). Благодаря усердию и природным способностям, ученик с успехом постигал науки, в совершенстве изучив те приемы и обороты речи, которые невольно поражали потом слушателей. На восемнадцатом году жизни Даниил был пострижен в монашество в Киевской Кирилловской обители и наречен Димитрием. Впоследствии был игуменом в нескольких монастырях на Украине.
В 1701 году был призван в Москву Петром I, ему был пожалован сан митрополита Тобольского и Сибирского. Но из-за слабого здоровья он не смог выполнить возложенную на него миссию и с 1702 года возглавил Ростовскую и Ярославскую митрополию, во главе которой и состоял вплоть до своей смерти, которая последовала 28 октября (ст. ст.) 1709 года. Он был погребен в Троицком соборе Яковлевского монастыря г. Ростова.
Почитание святителя началось сразу же после его кончины. 21 сентября 1752 года были обнаружены его нетленные мощи, спустя 5 лет, 22 апреля 1757 года, после всестороннего изучения всех обстоятельств, Синод Русской православной церкви издал указ, по которому мощи Димитрия Ростовского были признаны нетленными. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября (4 октября) — день обретения мощей, 28 октября (10 ноября) — день преставления.
Таким образом, Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории русской церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в ХVIII веке.
Это, так сказать, внешняя сторона его жизни, его «трудовая биография», но духовная жизнь Димитрия Ростовского просто не может уложиться в скупые строчки биографии. Это был просветитель, писатель, автор драматических мистерий, самая известная из которых «Рождественская» в 1980-е годы вошла в репертуар российского театра как «Ростовское действо».
Не менее интересны его «Поучительные слова», где он простым, но в тоже время необычайно образным языком рассказывает о человеческих пороках. Вот отрывок из одного произведения, весьма актуального и в наше время, это «Слово о пьянстве»: «…Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как только гроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают… Первая гроздь… заключается в повреждении ума, изменении разума и погубления памяти… Другая гроздь есть бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но, погубив стыд, произносит слова скверные… бесстыдные, нелепые… Третья гроздь пьянственного винограда есть несоблюдение тайны…» и т. д.
Мне кажется, это произведение вполне можно было бы выпустить большим тиражом и в наше время.
Продолжение следует
Начало
Об авторе: Карпеева Алла Павловна - научный сотрудник Музея истории и культуры города Воткинска
Редакторы: @borisov-a @fomichev аккаунт @uraloved ("Вестник истории Верхотурского уезда")
Шеф-редактор Сообщества Истфак @nikalaich