GOLOS
RU
EN
UA
ladyzarulem
3 года назад

Философия мужского превосходства. Суровая. Немецкая.

Приветствую вас, читатели! Хочу сегодня увести вас в философские дебри. Но недалеко - иначе не хватит нашей с вами жизни. В этом путешествии я запросила помощи своего друга, в прошлом преподавателя университета, кфн, Михаила Лихобабина. Предлагаю вам обзорную статью (своеобразную выжимку из нашей беседы), акцент в которой я сделала на отношении отцов философской мысли к нам, женщинам.

С университетских лет всем известно, что Германия подарила миру уникальную философскую систему. Вот только, читая великих немецких философов, постоянно задумываешься: а так ли уж добр и красив этот подарок? Все еще живы идеи, основанные на суровой немецкой философии. Достаточно рассмотреть некоторые, самые яркие примеры.

Иммануил Кант

Великий из великих, Иммануил Кант (XVIII в.), кстати, убежденный холостяк, был уверен, что  женщина соображает значительно хуже мужчины, но именно это он считал важным для жизни общества. Великий ум пришел к выводу, что в семье именно мужчина своим гением может уравновесить все женские недостатки и этим способствовать достижению гармонии. Кант изучил любовь и открыл, что чувственная любовь, как выяснилось, является патологической! Нужно, правда, отдать ему должное, так как он приравнял любовь к любому «ближнему» и любовь к противоположному полу к понятию морального долга. 

«Любовь должна мыслиться как максима благоволения, имеющая своим следствием благодеяние», - говаривал Кант, но большего он в любви не видел. 

По его мнению, в любви не может быть равенства, но так и должно быть, нужна дистанция, иначе-де оба влюбленных будут страдать от утери самостоятельности. Вывод – безумной любви быть не должно! Кстати, и брак, по Канту – лишь дополнение к юридической сделке, а вовсе не предел мечтаний всей жизни, как искренне думают многие женщины.  

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Философия Гегеля, другого гения XVIII-XIX вв., философа-романтика, также иногда "цепляла" тему места женщины в мире. В обществе, по его мнению, женщины – не граждане, а семья – вообще, оказывается, низшая стадия общества. Мало того, в семье – основа конфликта между мужским началом (естественно, универсальным и грандиозным) и женским (сугубо семейным и малозначительным). Видимо, из наблюдений за своей женой-дворянкой Гегель сделал вывод, что женское начало угрожает  устоям общества,  а, значит, нужно его подавлять и ограничивать только семьей. 

Женщины отличаются от мужчин как растения от животных – блестящее и глубокое открытие Гегеля. Но отдадим ему должное: он, все же, признает право женщин на существование, т.к. они позволяют мужчинам процветать в истинно этических существ, украшающих мир. 

Кстати, в любви, как понял философ, никакой мистики нет, а есть лишь поиски самоутверждения, стремление к господству.  Несмотря на столь суровый подход, Гегель все же снисходит до признания превосходства женщины в любви: 

«Любовь прекраснее всего в женских характерах, ибо в них преданность…достигает наивысшей точки».  


Иоганн Готлиб Фихте и Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг


Другие светила немецкой философии XVIII-XIX вв., такие как Фихте и Шеллинг, также любили поразмышлять о сути и роли любви к женщинам. Фихте весьма суров: не должно быть брака без любви и любви без брака, а женщина, по его убеждению, совершенно пассивное существо во всем. Ей он запрещает даже мечтать о чувственном счастье, куда ей, несчастной! Она должна быть покорной и послушной мужчине. 

Шеллинг же сумел, все-таки, подняться над мужским шовинизмом и смело утверждал, что любовь – «принцип наивысшей значимости». Судя по всему, он сумел испытать на себе вкус романтической страсти, отбив жену у друга-философа Шлегеля, и испытал, в отличие от других своих коллег, настоящую любовь. Из своего опыта он заключил, что в любви каждый отдает себя другому, и эта обоюдная сила может победить любое зло и ненависть.  

Артур Шопенгауэр

Самое тяжело впечатление производит учение крайнего пессимиста Артура Шопенгауэра (XVIII-XIX вв.). Он был одним из самых мрачных философов. Мир для него был «наихудшим из возможных», вся история мира не имеет смысла. Не нужно сомневаться: конечно же, и он был убежденным холостяком, людям не доверял вовсе и не верил в любовь. Краткое изложение его философии: человеческой деятельностью руководят три главных мотива: злоба, эгоизм и сострадание. Из них только последний есть мотив моральный. Естественно, что, по немецкой традиции, Шопенгауэр не мог не поговорить о женщине. И здесь он превзошел остальных своих коллег: 

"Она инстинктивно лукава, вздорна, капризна, тщеславна, падка на блеск, пышность и мишуру, …женщинам чуждо истинное призвание к музыке, поэзии и вообще к искусству, ...женщины во всех отношениях – второй, ниже мужчин стоящий слабый пол...» 

Главный его вывод заключается в том, что все женщины обречены на вечное повиновение мужчинам. Философ делает вывод, что браки по любви и бывают обыкновенно несчастливы, что супружеская верность имеет у мужчины характер искусственный, а у женщины – естественный, из этого следует, что измена женщины гораздо непростительнее, чем прелюбодеяние мужчины.  

Людвиг Фейербах

И вот, после столь суровых идей,  Людвиг Фейербах в XIX в. наконец, признал в полной мере величие любви в жизни общества, революционно заявив, что чувственность – единый источник истинного знания. Он не побоялся на родине мужского величия высказать мысль, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц. Любовь, по его мнению, делает человека богом, а бога – человеком. 

«Лишь тот что-то значит, кто что-то любит», - его идея прекрасно отражает наши современные взгляды, не так ли?  

Однако, взгляды Фейербаха оказались сродни лишь яркой вспышке света в сумраке немецкой философии. 

Фридрих Ницше

«Женщина – вторая ошибка Бога» – к такому глубокомысленному выводу пришел знаменитый Фридрих Ницше, живший в XIX в., в результате долгих размышлений о судьбах мира. Он скромно мечтал «заблистать через 300 лет», чувствуя, что современники не смогут его правильно понять. Таким образом,  в XXII веке человечеству, по его мнению, следует жить по правилам, установленным этим весьма странным мыслителем. 

Что же ждет наших внуков, исходя из его прогноза? Этот одинокий, болезненный человек писал: 

«В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть... глина, грязь, бессмыслица, хаос; но есть и творец, ваятель... - понимаете ли вы это противоречие?» 

Ницше был уверен, что цель цивилизации – создать сверхчеловека, который сможет очиститься от грязи и развить свое творческое начало до истинных высот. Очень интересным в учении Ницше были взгляды на женщину и ее роль в мире. Его знаменитый лозунг: «Идёшь к женщине? Не забудь кнут» до сих пор лежит в основе патриархального общества с его шовинистическими мужскими взглядами. 

Уважаемым женщинам, ушедшим в науку, философ поставил свой диагноз, придя к выводу, что, значит, у них что-то не в порядке в половой сфере. Если бы современные женщины смогли подслушать разговоры мужчин между собой, они бы сразу узнали ницшеанские идеи, которые и поныне цветут ярким цветом в мужском мировоззрении: очень многие мужчины, увы, свято верят, что 

«счастье мужчины называется: я хочу, а счастье женщины называется: он хочет». 

Зачем же тогда удивляться мужскому высокомерию в общении с женщинами? …Кстати, до добра самого Ницше все его идеи не довели: свои дни он окончил в психушке.  

Обозревая любомудрие великих германских философов, я вовсе не хочу напугать читателей и ввергнуть их в уныние духа, растоптать их веру в любовь. Однако следует понимать, что именно идейное наследие этих мыслителей во многом способствовало формированию у современных мужчин столь специфических взглядов на роль женщин в их жизни и на то, как нужно строить отношения с прекрасным полом.

Иллюстрации с сайта http://psychosearch.ru
 

6
838.860 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (145)
Сортировать по:
Сначала старые