Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
liga.avtorov
6 лет назад

МУЗЫКА. Неоготика в центре Москвы, рок в Ватикане и Pink Floyd под сводами Кафедрального собора

Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем вас в музыкальном зале нашего аккаунта. Надеемся, что новая рубрика станет вашим гидом и советчиком, расширит музыкальные горизонты и украсит вашу жизнь звучанием прекрасных композиций!


И снова о музыке, но не только о ней. Совсем недавно в своих постах я поделилась своим уважением и любовью к легендарной группе Pink Floyd. Но не подозревала тогда, что спустя короткое время судьба мне подарит вновь встречу со знакомыми композициями, но совершенно в другом, неожиданном для меня исполнении.

Но сначала я позволю себе остановиться на интересной истории, которая рассказывает о событиях давно ушедших лет. В Москве, в центре столицы, возвышается величественный архитектурный ансамбль - Римско-католический кафедральный собор, также называемый собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Сооружение является крупнейшим и старейшим католическим храмом России. Возводился он в стиле неоготики, и окончательно был построен к 1911 году, что называется, по просьбам трудящихся. В то время на Московско-Смоленской железной дороге работали десятки тысяч поляков. Деньги на его сооружение собирали всем миром: это были польские католики и католики других национальностей, проживавших в то время в Москве. На собранные средства был построен этот красивейший храм архитектором белорусского происхождения Фомой Дворжецким-Богдановичем.


Источник фото

Храм удался, но какие же перипетии пришлось преодолеть этому сооружению, прежде чем он опять вернулся в привычное лоно богослужений! Если в 1919 году католический приход был открыт, то в страшном 1938 году уже почти полностью разграблен. А в стенах его расположилось общежитие, просуществовавшее до войны. В войну храму пришлось несладко, как и всей Москве – бомбили страшно, в результате чего собор лишился некоторых башенок. А после войны величественное сооружение превратилось в склад плодоовощной базы от Московского Исполкома. Но и это еще был не конец мытарств памятника архитектуры. С середины 50-х годов в чью-то «светлую» голову пришла мысль разместить в стенах собора проектный НИИ, повлекшая за собой реконструкцию здания.

К концу восьмидесятых годов представителями организаций польских католиков был поставлен вопрос о возвращении храма Католической церкви. Полякам удалось организовать католический приход, где с 1990 года уже проходили богослужения. Но под одной крышей, с еще остававшимся на этой территории, НИИ. Дальше начались долгие проводы советской организации из стен собора, и затем реставрация, завершившаяся только к 1996 году. И вот только с этого времени храм вновь был окончательно отдан Католической церкви.

Слава Богу ли, а, скорее настойчивым полякам, но собор открыт, он действующий, и туда могут попасть не только прихожане-католики для того, чтобы послушать мессу, но и все желающие. Просто погулять по территории, посмотреть на впечатляющее архитектурное сооружение, заглянуть внутрь собора, да и, если есть желание, посмотреть и послушать, как проходят мессы в католической церкви.


Источник фото

Но есть у этого храма еще одна особенность, которая притягивает не только прихожан. В соборе регулярно проходят концерты органной музыки, и в такие вечера под сводчатыми куполами храма разливается мощная вибрация десятков регистров этого волшебного инструмента. Я люблю там бывать, особенно, когда орган объединяется в единый инструмент с гитарой, саксофоном, скрипкой, тромбоном, гобоем. В результате этого симбиоза рождается ни с чем несравнимая музыка, и сказочное кружево звуков уносит за собой в нереальный мир. Каждый раз для меня это открытие масштаба звучания инструментов и эмоций, которые дарят великолепная акустика и безукоризненное мастерство исполнителей.

В этот раз программа концерта заставила меня напрячься – афиша была многообещающей. «Вселенная PINK FLOYD». Почему напрячься? Я подумала, а что я могу нового услышать в такой звуковой интерпретации? Даже, если это и орган. Стало, честно, немного не по себе, я поймала себя на мысли и испугалась, что мне просто испортят впечатление от знакомых композиций.

А на ум пришла несколько отвлеченная, но заинтересовавшая меня, мысль: как вообще сочетается содружество церкви и рока, и каково отношение высших чинов католической церкви к року (поскольку я собиралась в католический храм)? Чем-то был странен, на первый взгляд, этот союз. Вспомнились времена, когда было принято в СССР топтать все нетипичное для нашего общества, и рок объявлялся сатанинской музыкой.

Но так было раньше. Времена те давно канули в лету, будем надеяться, навсегда. И такой ли уж сатанинской музыкой являлся рок?

Тема рока зародилась еще в Америке в 18 веке и, проделав длинный путь в конце 50-х, начале 60-х годов захватила Европу. Но рок, когда бы и где он не исполнялся, всегда был связан одной цепью с социальным и политическим протестом. В начале 60-х годов Европу трясло от антивоенных митингов. Поэтому должен был случиться этот выплеск бунтарства, и вот тут рок оказался удачным клапаном, через который можно было выпустить пар неудовлетворенности происходящим в обществе, накопившейся энергии. Конечно, рок не ограничивается только политическими страстями, и в нем можно найти много деструктивного и разрушающего. Об этом я обязательно еще напишу.

Но «дружба» Ватикана с исполнителями рока с некоторых пор стала нормальным явлением современности. Можно вспомнить выступление ирландской рок-группы U2, а, точнее, ее гитариста Дэвида Эванса (он же Эдж) в зале Сикстинской капеллы в 2016 году. Обычно там проводятся выборы главной фигуры Католической церкви – папы, но Эдж выступал перед врачами и меценатами, приехавшими на международную медицинскую конференцию.


Источник фото

https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=w5BoZXuiHT4

А несколько ранее, в 2010 году газета Ватикана «L'Osservatore Romano» опубликовала список «богоугодных» рок-групп, музыка которых вошла в десятку «топовых» исполнителей рок музыки современности:

  1. «Revolver»— The Beatles
  2. «If I could Only Remember My Name» — Дэвид Кросби
  3. «The Dark Side of the Moon» — Pink Floyd
  4. «Rumours» — Fleetwood Mac
  5. «The Nightfly» — Доналд Фейгин
  6. «Thriller»— Майкл Джексон
  7. «Graceland»— Пол Саймон
  8. «Achtung Baby»— U2
  9. «(What"s the story) Morning Glory»— Oasis
  10. «Supernatural» — Карлос Сантана

Публикация лучших мировых исполнителей была сделана при папе Бенедикте XVI, но ныне действующий папа Франциск пошел еще дальше в своих взаимоотношениях с роком. Заступив на свой пост, Франциск решил начать преобразования некоторых ватиканских традиций, занял неожиданную позицию по правам человека и выпустил рок-альбом «Проснитесь!» (Wake Up!»). Но, нет, он не исполнял музыкальные композиции – это были, всего лишь, речи его о мире, милосердии, окружающей среде, где фоном послужила рок-музыка итальянца Тони Паглиука, играющего в стиле прогрессивный рок.


Источник фото

Становится понятно, что в таком музыкальном эксперименте, который подарил мне и всем слушателям этого концерта «Вселенную Pink Floyd» Католический собор нет ничего странного. Все точки над «i» уже давно расставлены, а нам остается только искренне радоваться, что, времена, когда везде мерещились сатанинские знаки, постепенно проходят. И оставляют нас во вселенной искусства со своими пристрастиями и с неотъемлемым правом выбирать то, что делает каждого из нас духовно богаче и счастливее.

P.S. Но буду честна. Концерт мне, все же понравился, с оговорками. В общем. И ударника из переложенной на орган музыки Pink Floyd я бы все же убрала. Объемные, полифонические, сложные произведения, которым было на роду написано звучать в исполнении органа, многократно усиливаясь акустикой, как-то тупо и плоско, на мой взгляд, «забивались» звуками барабанов и тарелок. Но о вкусах не спорят, а удовольствие от услышанного в Соборе Непорочного зачатия осталось!

Запись не сильно впечатляет и не передает, к сожалению атмосферы зала, но послушайте и оцените сами…


Автор: @abracadabra
Редактор: @ladyzarulem
Публикация: @stone

23.05.18


Торговая платформа Pokupo.ru







1
281.995 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые