GOLOS
RU
EN
UA
malder-notes
2 года назад

Готэмский запой

Для меня комиксы начались с серии ElfQuest («Сага о лесных всадниках»), которые я брал в библиотеке: в них были, помимо очевидной фэнтезийной атрибутики, геноцид, убийства, секс, расовая ненависть одних вымышленных существ к другим, в общем всё что нужно восьмилетке. Сейчас библиотекари более смышленые, а на подобных произведениях ставят возрастные рейтинги. Чуть позже я перешёл на книги и страсть по графическим новеллам улеглась. Вплоть до всей этой гикомании, успешно запущенной киновселенной Марвел.

Если раньше гиками называли ребят, которым в американских подростковых комедиях члены футбольной команды натягивали труселя на затылок, то теперь гики это гордый народ потребителей комиксов, фантастических книг, околонауки и всевозможных их производных. Пару дестяков лет назад подобные люди могли разделить судьбу Вассермана и Новодворской, а теперь каждая третья косплеерша в инстаграме способна прервать твой нофапон. Теперь гиков уважают (или хотя бы не шпыняют), что вызывает баттхёрт у представителей старого поколения, которые пишут об этой ситуации брюзжащие статьи на клингонском.

Благодаря этой волне в России произошёл настоящий ренессанс комиксов. Крупные издательства покупали права на знаменитые линейки, а небольшие нишевые компании, выпускающие в основном мангу или артбуки по видеоиграм, существенно увеличили свои тиражи.

Однако комикс - удовольствие дорогое. Локализация, цветная печать, хорошая полиграфия - сами понимаете. Поэтому в борьбе за покупателя стали издаваться действительно культовые произведения, без которых уважающему себя гику невозможно представить свою коллекцию. Так и мой друг собрал у себя Хранителей, Маус, Отряд самоубийц, Спауна, Карателя и... лучшие комиксы о Бэтмене.

Для меня Бэтмен особенный персонаж и чем старше я становлюсь, тем больше его люблю. Ещё лет 5-6 назад на вопрос «Кто твой любимый персонаж комиксов?» я бы ответил «У Марвел - Человек-паук, а у ДиСи - Бэтмен. Кого люблю больше? А ты кого больше любишь, папу или маму?». Ок, даже аналогия с родителями не подчеркнёт той тождественности, что царила для меня раньше. А что сейчас? Сейчас Брюс Уэйн.

Брюс Уэйн и Бэтмен, порой как Декстер и его Тёмный попутчик. По сути они целое и осознают себя как один человек, но иногда им кажется что они проживают две разных жизни. Ребёнок, желающий отомстить. Мужчина, вознёсший на знамя правосудия символ своего самого жуткого страха. Бэтмен уже давно не раздающий оплеухи дядька в костюме летучей мыши, разгадывающий ребусы «Кто такой Джо Керр?» Это один из самых интересных, глубоких и неоднозначных персонажей комиксов. Да-да, неоднозначных.

Воин правосудия или сумасшедший мститель? Защитник угнетенных или ханжа, не доводящий дело до конца? Он спасает людей или пытается спастись сам от собственных комплексов? Получает ли он удовольствие, причиняя боль тем, кто по мнению других заслуживает смерти? О чём вообще вся история Бэтмена - о его борьбе с преступностью или о его борьбе с самим собой? В Бэтмене всегда есть черта. И это позволяет авторам поднимать действительно интересные темы.

Таким авторам как Алан Мур («Хранители», «V - значит Вендетта») или Фрэнк Миллер («Город грехов», «300») есть где развернуться, потому что Бэтмен самый человечный из известных мне героев. Он не рафинированный Супермен, для которого есть Добро и Зло, а я простой парень из Канзаса и для меня всё ясно. Брюсу Уэйну постоянно приходится убеждать себя, что он отличается от тех, кого запирает в лечебнице Аркхем. И искать всё новые оправдания для того чтобы не убивать.

Теперь перейдём собственно к Готэмскому запою. В течение двух дней я прочитал одолженные мне другом комиксы: «Убийственная шутка», «Возвращение Темного Рыцаря», «Долгий Хеллоуин», «Тихо!» и «Лечебница Аркхем». Каждый том заслуживает множества отдельных слов, но я постараюсь покороче (без спойлеров), только то, что вынес из них конкретно я.

«Убийственная шутка»
Это выглядит как скетч. Эдакая бонусная серия, сайд-стори на вечную тему происхождения Джокера. Я понял посыл комикса так: никто не рождается преступником или кровожадным безумцем. Даже хороших людей жизнь может довести до безумия. В безумии Джокер видит своё спасение, а те кто «сохранили рассудок» для него слепы по сути своей. И всё, что он хочет сделать это открыть им глаза. Лишив разума, показав им что они и не догадываются как жизнь выглядит на самом деле. И да, в конце будет шутка. Всем смеяться.

«Лечебница Аркхем»
Первое что я сделал, открыв этот комикс - проверил нет ли среди авторов Нила Геймана. Раскадровка и рисунок «сепия по обоям в заброшенном доме в Припяти» очень напомнила геймановского «Песочного человека». Вообще здесь о рисунке стоит сказать отдельно, так как он практически персонаж. Линия в «Лечебнице» непостоянна и искажена, чем дальше тем больше. Бэтмен выглядит как подкроватный монстр, но не как детская страшилка, а как твой животный страх что ты умрёшь если не накроешься одеялом с головой. Джокер похож на ваш дневной кошмар, раздавленный кирзовым сапогом. Его фразы на листах выглядят как рисунки лезвием по запястью. Как это вообще возможно изобразить? По этой причине я и обожаю изобразительное искусство - за возможность изобразить ощущение. Почему для меня «Лечебница» не лучшее из прочитанного? Потому что на фоне рисунка история теряется, да и слишком мало Бэтмена, зато полным полно безумия. Иногда через край. Если твоя девушка красит волосы в кислотный цвет, носит каре, круглые очки и чёрную шляпку можешь подарить ей этот шедевр, она будет в приятном шоке.

«Возвращение Темного Рыцаря»
Самый взрослый комикс о Бэтмене, что я читал. И да, мой друг, если ты подумал что там много секса и матюков - ты ещё не взрослый. Без обид.
Миллер отобразил самый сложный период в жизни Темного Рыцаря. Момент, когда он рвет черту. Момент, когда он устает считать жертв своих принципов. «Ещё один к числу тех, кого я убил... Не убив Джокера,» - говорит себе Брюс Уэйн. Я не фанат подобной рисовки, но сюжет перебивает всё. Вечное противостояние Бэтмена и Супермена, вечное противостояние хаоса и порядка, вечная история о трусости тех, кто не может взять ответственность на себя. Других подробностей от меня не ждите.

«Долгий Хеллоуин»
Всякий ориджин Двуликого это история о падении. Безупречный и неподкупный прокурор Харви Дент выдвигает обвинения тем людям, о которых другие боятся говорить. Миллиардер Брюс Уэйн всячески поддерживает его, видя в Денте спасение Готэма. Уэйн задумывается о правильности своего пути: возможно способ Харви и есть верный способ очистить Готэм? Без беготни в костюме? Но Дент меняется. Он видит как без вести пропадают свидетели. Как исчезают улики. Как выходят с победой из зала суда мафиози, похлопывая полицейских по плечу. И также, как и Брюс, сомневается в избранном пути. Тут как с Дартом Вейдером и Энакином Скайуокером, мы всё равно знаем чем всё закончится. Но от этого сопереживаешь не меньше. Плюс рисунок как я люблю и пара достойных твистов.

«Тихо!»
Мой фаворит. Великолепный рисунок, множество знакомых персонажей, лав-стори с Женщиной-Кошкой, проблемы вечной паранойи Брюса Уэйна, тонко хохмящий Альфред, а ещё развороты от которых замирает дух. Да, этот комикс не настолько глубокий, как предыдущие, а финал и вовсе вызовет ощущение «вырезанных сцен», но сам процесс его чтения это наслаждение, а не упражнение для психоанализа. С него я бы посоветовал начать тем, кто считает что современное искусство это детская мазня.

Что же, под этим всем надо сделать какой-то вывод. Какой? В каждом из нас есть черта. Не переходить её порой тяжело и награды никакой не дождёшься. Никто не похвалит тебя за то что ты не пошёл лёгким путём. Но за то ты будешь знать, на что ты способен. Где твой предел. Хозяин ли ты себе или раб своих страстей. Кто ты такой?

Ты - Бэтмен.

0
0.045 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые