Сокрытое в зарослях тростника - "Женщина-демон" Канэто Синдо
Японский режиссер Канэто Синдо получил мировую известность благодаря острым социальным драмам, но пару раз за свою долгую карьеру обращался к жанру кайдан - фильмам о сверхъестественном и если Черные кошки в бамбуковых зарослях можно смело отнести к мистическому хоррору, то Женщина-демон (Onibaba), вышедшая на экраны в 1964 году, куда сложнее и гораздо сильнее соответствует авторскому почерку Синдо.
Средневековая Япония, у реки, среди зарослей камыша и тростника стоит ветхая лачуга, в которой, ушедший на войну Кити, оставил двух женщин - свою мать и жену. За рекой вовсю идут сражения за Императорский трон,а находчивые крестьянки промышляют тем, что охотятся на раненых и дезертиров, пытающихся пересечь реку. Хладнокровно расправляясь с воинами женщины меняют их доспехи и оружие на еду, и терпеливо ждут возвращения своего мужчины.
Однажды к ним приходит сосед - Хачи, который служил с их сыном и сообщает, что Кити скорее всего погиб в сражении, с которого ему удалось сбежать, а спустя некоторое время начинает подкатывать к молодой крестьянке и, что не удивительно она отвечает ему взаимностью, вот только свекрови это очень не нравится и от простых запугиваний рассказами про ад и мучения она переходит к активным действиям.
Несмотря на то, что фильм считается образцом кайдана, мистики в нем чрезвычайно мало и Женщину-демона трудно сравнивать с Черными кошками. Да, персонажи - мать и невестка, да - снова война и жестокость самураев, но в этом фильме гораздо меньше театральности и в разы больше грязи.
Смуглым, чумазым героиням сложно сопереживать и, признаюсь, я поражен тем как Синдо расставил акценты. С одной стороны - это обыкновенные женщины, попавшие в плен обстоятельств и вынужденные идти на самые чудовищные поступки ради выживания, но с другой - режиссер явно дает понять, что жадность, жестокость и прочие пороки - это неотъемлемая часть их существа. Мать спокойно переносит весть о гибели сына, жена, легко ложится под соседа, сосед без угрызений совести становится их соучастником и с энтузиазмом охотится на дезертиров.
Тарантино вполне мог бы назвать этот фильм Омерзительным трио и был бы чертовски прав. Экспрессивное, злое произведение, с шикарной черно-белой картинкой и великолепным монтажом, подчеркивающим эмоции персонажей, производит отличное впечатление и если вы с ним не знакомы, то, думаю стоит восполнить этот пробел.
Внимание В фильме немало сцен с обнаженкой, так что детишкам эту сказку лучше не показывать.
Субъективная оценка 8 из 10
И еще кое-что. Если вы не знали, по сценарию Канэто Синдо поставлен всем известный "Хатико", а маска из "Женщины-демона" - стала источником вдохновения для Уильяма Фридкина при создании "Изгоняющего дьявола" - самого страшного фильма в истории кинематографа.