GOLOS
RU
EN
UA
nims55
2 года назад

Фотоликбез №7. Экспозиция - диафрагма. (Курс-конкурс с призами)

Начинаем седьмой этап курс-конкурса "Фотоликбез".


Как всегда урок для самых "маленьких" фотографов, но хотелось бы видеть в конкурсе и опытных участников.

фотоликбез7.jpg

Сегодня разговор пойдет о "диафрагме". У этого понятия есть еще почти синоним - "апертура". Почему "почти"? Просто диафрагма означает и механизм в фотоаппарате и значение величины ее открытия, а апертура только значение.

Существует стандартная шкала значений диафрагмы или диафрагменный ряд

f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22

Вы часто можете видеть такие обозначения на дисплее своего фотоаппарата. И обозначают они, на сколько широко открыта диафрагма. (Для понимания можно представить человеческий зрачок. В темноте он максимально открывается, чтоб больше света попадало на сетчатку глаза, а на солнце очень узкий. И выйдя с темноты на свет можно почти ослепнуть от большого количество проходящего света, так как зрачок не успевает быстро закрыться.) Разницу между значениями выше еще называют "шаг экспозиции". 

В фотоаппаратах обычно используется шкала с разделением в 1/3 шага. 

Чем меньше число, тем больше она открыта и тем больше света проходит через объектив. Разница в количестве пропускаемого света между двумя соседними значениями отличается в два раза.  

Для примера сделал несколько фотографий с диафрагмой от f/2 (меньше не могу со своим объективом) до f/22, в ручном режиме и не менял другие параметры. И вот что получилось.

IMG_56441.jpg

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще нужна диафрагма, если есть затвор, регулирующий количество света попадающего на матрицу и для правильной экспозиции его вполне достаточно, даже если чувствительность матрицы постоянная.

Но на фото выше, может быть заметили, менялась не только экспозиция, но и ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). То есть тот участок пространства который отображается резким. 

Это часто используется в портретной фотографии, когда необходимо размыть фон и акцентировать внимание на модели съемки. Получается, что объект съемки как бы вырывается из пространства. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше ГРИП.

IMG_5643.jpg

Но не стоит увлекаться сильно открытой диафрагмой при съемке портрета. Так при f/1.4-f/2.2 может полечиться "глаза в фокусе - уши в расфокусе". Поэтому для портретов лучше использовать апертуру f/2.8-3.2, но опять таки эти значения подходят для объективов-"портретников" с фокусными расстоянимяи примерно 50-100 мм. При других фокусных расстояниях значения могут меняться, так же как и при изменениях расстояния до предмета съемки.

IMG_5640.jpg

Для лучшего понимания сделал серию снимков с нормальной экспозицией. На каждом следующем снимке открывал диафрагму на один шаг (1EV) и увеличивал выдержку так-же на один шаг. В результате наглядно видно изменение ГРИП при нормально проэкспонированном снимке.

IMG_5644.jpg

Получается, что диафрагму можно использовать для получения различных художественных эффектов. "Различных" еще и потому, что у каждого объектива есть свой неповторимый рисунок размытия и формы боке. 

К стати на первом снимке из серии отлично видны красивые боке. Чем больше открыта диафрагма, тем больше шансов, что боке у вас появятся. 

Когда у меня был достаточно простенький "гиперзум" со скромными значениями диафрагмы, не позволяющими достаточно размыть фон портрета, я отходил от объекта съемки на значительное расстояние до нескольких десятков метров и снимал на очень больших фокусных расстояниях. Получались достаточно интересные портретные снимки))) Это я к тому, что зная примерно как работает диафрагма можно почти с любой техникой добиться вполне нормальных результатов.

Попытался объяснить максимально не используя умные слова и различные схемы. Надеюсь для начального понимания так лучше. А те кто заинтересуются, всегда смогут зайти в поисковик и спросить у него про диафрагму)))

"Домашнее задание"

Для новичков в фотоделе предлагаю сделать пару фотографий одного объекта, так, чтобы фон за объектом был резкий и размытый. Соответственно приветствуются различные эксперименты по теме урока.

Для тех кому все это не ново, задание как всегда, поделиться своими наработкам и знаниями о том на что и как влияет диафрагма. Ну и выполнение задания для новичков приветствуется.

Правила конкурса

Чтобы стать участником Фотоликбеза надо всего-лишь иметь желание в нем участвовать.

Курс-конкурс проходит еженедельно. Старт нового этапа в понедельник и длится 5 дней. В субботу подведение итогов, отчет о победителях и участниках, и награждение.

В каждом этапе будет пост с советами по фотографированию или обработке фото, то есть небольшой "урок", назовем его так. В конце урока будут выданы "домашние задания" по теме урока. И именно за выполнение этих заданий и будет вручены призы.

Было бы отлично если бы задания выполняли не только "голосяне", которые не сильно опытны в фотоделе, но и профессионалы, которые это все отлично знают и скорее всего, лучше меня.

Тогда от них в качестве "домашнего задания", было-бы замечательно увидеть пост со своими наработками по теме текущего этапа. Таким образом не только новички будут набираться опыта, но и более опытные участники курс-конкурса.

Для привлечения внимания к этому "циклу" решено было установить призовой фонд в размере 100% начислений в GBG, за урок.

1 место - 45% призового фонда
2 место - 25% призового фонда
3 место - 15% призового фонда
Оставшиеся 15% будут разделены в равных долях между оставшимися участниками.Минимально гарантированная величина призового фонда 10GBGобеспечивается мной.

Помимо этого часть вознаграждения за субботний отчет пойдет на дополнительный приз одному из участников.
Жюри курс-конкурса представлено в моем лице)))

При оформлении "Домашнего задания" необходимо обязательно указать: в заголовке поста - "В Фотоликбез №...(номер очередного этапа и ваш подзаголовок)",тег #фотоликбез и в конце поста ссылку на пост "урока". Ну и проголосовать за "урок" для формирования призового фонда.

Всем удачи и до встречи, Евгений @nims55

0
21.919 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (19)
Сортировать по:
Сначала старые