GOLOS
RU
EN
UA
semargl
в прошлом году

Битва на Синих Водах (1363 г.) и загадочный татарский бей Дмитрий.

В 1359 году умирает хан Золотой Орды Бердибек (1357-1359 гг.) и после его смерти начинается борьба за ханский престол между различными кланами и группировками, продлившаяся 20 лет с 1360 по 1389 годы. За это время на престоле побывали 25 ханов. Междоусобная борьба, красноречиво названная в Никоновской летописи "великой замятней", сильно ослабила Золотую орду, чем не преминули воспользоваться ее соседи. 

(с)

Так Великий князь Литовский Ольгерд (1341-1377 гг.) начал наступление на западные рубежи Золотой орды. В 1361 году ему удалось захватить Киев, находившийся в вассальной зависимости от Орды. А в 1362/1363 году между его войсками и войсками трех татарских беков хана Мурада (1362-1364 гг.) произошла битва на Синих Водах (река Синюха, приток Юж. Буга), в результате которой литовцы одержали победу и завладели Подольем и частью Северного Причерноморья. Это событие освещено в нескольких письменных источниках, а именно Густынской летописи (XIV в.), Никоновской летописи (XVI-XVII вв.), а также Хронике Литовской и Жоматийской (XVIII в.) и др. Также летописи называют имена татарских "царьков", которые потерпели поражение в этом сражении, это Хачей (Хачебей, Хаджи-бей), Кутлубуг и Дмитрий.

Если по первым двум беям особых вопросов не возникает, то третий вызывает неподдельный интерес. Ведь имя Дмитрий явно не мусульманское и не тюркское. Много лет среди историков не утихают споры по поводу того, кем же являлся этот загадочный татарский бей Дмитрий.

Существуют на этот счет несколько версий:

 Дмитрий - князь Мангупский.

К такому выводу пришел Брунн Ф.К., ссылающийся на Шлецера А.Л., который в своих работах называл трех беков ханами Крымским, Киркельским и Манлопским. На этом основании Брунн решил что Дмитрий является Манлопским, то есть Мангупским князем, правителем небольшого княжества в горном Крыму под названием Феодоро со столицей в городе Мангуп. Хотя на чем основывался в своих выводах Шлецер неизвестно.

Такого же мнения придерживался и другой историк, Малицкий Н.В., который отождествил летописного бека Дмитрия с гекатонтархом (сотником) Хуйтани, чье имя было написано на плите обнаруженной при раскопках Мангупа и надпись по времени совпадала с битвой на Синих водах. Малицкий предположил что Хуйтани, это второе, мусульманское имя князя Дмитрия. А исследователь княжества Феодоро Васильев А.А. вообще сделал Дмитрия-Хуйтани родоначальником династии феодоритских князей.

Дмитрий - князь Подольский.

Историк Л.Войтович предположил, что упомянутый участник битвы на Синих Водах бей Дмитрий являлся Подольским князем, вассалом татарского бека Хаджибея, правителя Подольского улуса. В качестве подтверждения своей теории Войтович приводит копию грамоты некоего князя Федора Дмитриевича к косогацким армянам. Правда грамота эта датирована 1062 годом, но Войтович делает по этому поводу весьма неожиданное предположение, что грамота эта датирована по армянскому григорианскому календарю и 1062 год по которому равняется 1362 году. 

 

Обе этих версии, что Дмитрий является либо князем Мангупским (Феодоро), либо князем Подольским базируются на христианском имени этого персонажа и основаны больше на предположениях чем на реальных фактах. Однако они имеют несколько нестыковок. После битвы Дмитрий вместе со своей ордой откочевал в степи Добруджы. Эти сведения польский историк Я.Длугош обнаружил в хронике XIV века. Кроме того, имя татарского хана Дмитрия упоминается в грамоте венгерского короля Лайоша I, которая датируется 1368 годом. Ясно, что никакого отношения к Мангупу этот Дмитрий не имел и уж тем более не являлся родоначальником его правящей династии. 

Кроме того, весьма сомнительно чтобы христианин стоял во главе орды, что ставит под сомнение и предположение о том, что Дмитрий являлся Подольским князем.

Искаженная интерпретация имени летописцами.

Существует еще и третья версия, гласящая о том, что Дмитрий, это искаженная интерпретация тюркского имени Темир (Тимур, Демир). Так польский историк Матвей Стрыйковский называет его Димейтер-султаном. Кроме того, в русско-литовской летописи XIII века описывается поход литовского войска на татарского хана Темерю в 1374 году. Кроме того, в тех краях где кочевала орда летописного бея Дмитрия есть переправа под названием Демир-Капу. Вполне вероятно, что с легкой руки славянских летописцев мусульманин Темир-бей (Демир-бей) превратился в христианина Дмитрия (Димитрия). Этой версии придерживается историк Мыц В.Л. Конечно, это тоже всего лишь теория, но по крайней мере она более правдоподобна нежели две первые.

Спасибо за внимание! 

 ________________________________________________  

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ БЛОГ!
8
136.937 GOLOS
На Golos с November 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые