ШЭО. По следам пресловутого баттла
Я всё думаю про баттл Оксимирона и Гнойного, что это было? Откуда вдруг такой интерес, почему сейчас? Каково значение события? С идеей, что наш рэп это нечто социально-значимое, я совершенно не согласен - по-моему, оно самое что ни на есть маргинальное. Да, привлекло к себе внимание, на закатанном асфальтом поле люди вот и такому цветочку рады. Тем паче необычно, остро, талантливо, современно.
(ведь круто же было, что ни говори)
Но чем же, чем привлекло? Это для нас, #шэо, очень важно. Во-первых, если брать самое очевидное, то, по-моему, яростью. Люди прямо выражают негативные эмоции - недовольство, злость. При этом хвалят себя. В этом есть нечто изначальное - тридцать минут орать “Ты дерьмо, а я крутой”, на разные лады. Это то, чего в нашей культуре фактически нет, то есть как мы думали. Оказалось, что есть.
(и это терапия, уж поверьте)
Оказалось, что такое можно делать художественно, по правилам, исключительно с положительными последствиями для имиджа. Что на это смотрят, за это платят. Вас отвращает? Ну, вероятно, вам-то оно всего и нужнее - учитесь выражать гнев и боль открыто. Вам кажется это фальшивым, отрепетированным? Ну, значит, вы еще кровожаднее.
(учитесь признавать свои эмоции и выпускать их наружу)
Раз столь диковинный способ самовыражения вызвал такой интерес, значит ярости в людях скопилось много, и она, эта ярость, ищет выход. Сигнал, с одной стороны, тревожный, а с другой наоборот, потому что выход же вот, нашелся. Тут открывается менее очевидный пласт действа - ведь это… ну, что это, в конце концов? Брутально оформленное мужское нытье. Бесконечная жалоба на жизнь. Два неудачника изощренно поливают друг друга.
(хорошо устроились)
Одному тридцать лет, и он выглядит вполне стариком - крикливо вздыхает о прошлых временах, когда всё было типа по-настоящему. Второму двадцать семь - он злобно лает и больно кусается, но по сути, не предлагает никакой повестки. Один весь такой прилибераленный, второй больше консервативный, но оба озабочены личной славой и деньгами, в чем и упрекают друг друга. Если ободрать луковицу, получается ужасная тоска.
(я утрирую?)
Драматично то, что Оксимирон, хоть и проиграл, запомнился больше - ностальгией, чтением Гумилева, пересказом, пусть и чахлым, “пути героя”. Он дал хорошую мысль о разнице между добром и злом - мысль очень мне близкую. Зло бессмысленно, у него нет большой задачи, жизненного проекта, оно лишь мешает добру, вот и все. Если вы до сих пор не прониклись шэо-принципом Смысла, подумайте об этом. Жизнь для себя, жизнь просто так - зло.
(мы в любом случае играем в одной из команд)
Слава КПСС явил в баттле исключительный напор, исключительный талант, засыпал Оксимирона панчами, но в конечном счете оставил ощущение пустоты. Может, я сам, по своему отставшему восприятию, пропустил, но мне показалось, что он расчищает поляну как бы ни для чего - просто чтобы противника размазать. Хотя… что может быть глупее, чем делать обобщения, посмотрев одно шоу?
(вообще не смотреть)
Подведем итоги. 1. Мы наблюдали способ выражения эмоций, и это круто, полезно, терапия, стоит поучиться. 2. Мы наблюдали художественно оформленное нытьё и жалобы - знак того, что по-настоящему глубокие вопросы эмоционально не решаются. 3. Мы наблюдали топтание устаревшего либерального идеализма еще более устаревшим идеализмом комсомольским - и это значит, что либералы выбросили белый флаг, идея в кризисе, предложить нам пока нечего. 4. Мы наблюдали собственное изумление тем, как со сцены сходит субкультура, о существовании которой мы даже не знали - субкультура, которая трансформировала язык почти до неузнаваемости, изменив его привычную ритмику и наполнив англицизмами. Слова стали короче. Доброе утро, мои дорогие друзья.