GOLOS
RU
EN
UA
singa
2 года назад

Театр кабуки: танец, музыка и искусство

О таинственных и самобытных особенностях культуры и обычаях Страны восходящего солнца можно рассказывать часами. Япония сотни лет была закрыта для европейцев, сохранив практически в неизменной форме неповторимое и своеобразное национальное искусство. Немаловажное значение в культурной жизни страны играл народный театр кабуки.


артисты театра кабуки

Зарождение театра началось ещё в VII веке с возникновением двух интересных жанров: пантомимы под названием Гигаку (актерское искусство) и Бугаку (искусство танца).

Пантомима на театральных сценах просуществовала почти до Х века, а вот Бугаку исполняется и в наши дни. Поначалу многие театрализованные выступления вливались в храмовые празднества и красочные церемонии, а чуть позже их стали играть отдельно, и только к XVII веку возник народный японский театр — кабуки, имеющий и сегодня большую известность.

Создательницей кабуки считают некую жрицу одного из храмов в Киото, которая умела хорошо петь и исполнять священные танцы — моления, называемые нэмбуцу-одори. А звали её Идзумо-но Окуни, она с лёгкостью перевоплощалась в мужчин в различных комедиях о японской повседневной жизни.


театр кабуки в 1603 году

Окуни постепенно собрала свою труппу и стала совершенствовать новую оригинальную технику актёрского мастерства, добавляя в танец больше пластики и чувственности. Смотреть на эти выступления съезжались многочисленные поклонники, а позднее её стали приглашать и к самому императору. Однако, такого внимания захотели и другие, многие японки решили создавать женские труппы и выступать перед публикой.

Актрисы стали переодеваться в мужскую одежду, укладывали волосы как самураи и даже носили мечи. А театры, в которых играли чисто мужские труппы назывались вакасю-кабуки. Название театра кабуки обозначается 3 иероглифами: танец, музыка и искусство. Правда, порой многие обыватели использовали вместо иероглифа «искусство», другой, со значением «куртизанка».


актёры театра кабуки

Некоторые, чрезмерно выпившие зрители, частенько пытались дотронуться до своих кумиров, а порой выражали им признательность нелепо и вульгарно. Такие вольности совсем не понравились властям, пора было прекращать безобразия на представлениях. Был введён запрет на участие женщин в любых постановках, а затем его распространили и на юношеское кабуки.

Вместо раскрепощенных японок на сцене стали выступать мужчины (онногата, или ояма), именно они смогли завоевать интерес публики великолепной актёрской игрой. Эти мужчины знали как искусно подать свою фигуру, чтобы больше походить на изящных женщин.

Перед онногата стояла непростая задача. С очень раннего возраста их тренировали перевоплощаться: учили женской грации и пластики, по-особому ходить, опускать плечи, вытягивать шею, выпячивать грудь вперёд...

В XVII веке зародилось и новое направление, которое стали называть яро-кабуки. В театре начали выступать 60-70-летние актёры, играющие даже девушек, причём мало кто об этом догадывался :)

В театре кабуки присутствует несколько основных персонажей:

  • татияку — главный герой, чаще им был мудрый и красивый юноша, которому всегда противостоял
  • катакияку — отрицательный образ;
  • докэката — смешной персонаж, своего рода дурачок;
  • кояку — так называли ребёнка (нередко кояку доставались сыновьям актёров).


фото

Разноцветный грим наносился на лица актёров согласно исполняемым ролям. Когда комедиант играл девушку или парня его лицо раскрашивали в чистый белый цвет, а для того, чтобы показать более возрастного персонажа к этому цвету добавляли и другие: синеватый, коричневый, серый. Искусство кумадори, как оригинальный способ гримирования ввёл ещё в 1673 году Итикава Дандзюро. Его техника нанесения грима сразу же приобрела ошеломляющий успех, и с тех пор все артисты театра кабуки используют многие его приёмы.

Разноцветные линии всевозможных форм, подчёркивали эмоции и характер тех или иных персонажей, при этом каждый цвет символизировал какое-то человеческое качество. Так, красные линии подразумевали преданность и храбрость, честность и порядочность. Чёрные – магию или божественность. А вот синие – некие потусторонние силы, гнев и ожесточение, ярость и раздражение.

Через какое-то время актёры кабуки, прямо со своего лица стали делать оттиск сценического грима кумадори на чистый лист бумаги, их называли осигами. Даже сегодня некоторые оттиски украшают жилища японцев, а во многих музеях Токио сохранены осигами популярных артистов.


звезда театра кабуки Аиносукэ Катаока

Аиносукэ в одном из интервью рассказал, что в скором времени собирается приехать в Россию и попробовать совместить кабуки с искусством классического балета. Надеюсь, у него это получится, и мы сможем увидеть яркие интригующие выступления уже и на российской сцене.

Другим не менее популярным артистом театра кабуки является Саотоме Таичи. Его актёрская игра по-настоящему удивляет, посмотрите небольшое видео с канала "Japanology" на YouTube:

Прямо скажем, возникают неожиданные и странные ощущения, особенно для европейского зрителя: такая необычная пластика, мимика, да и сам сюжет этих пьес. Основой для многих из них является буддистское учение, в котором все злодеи обязательно должны погибнуть, а те кого они мучили - восторжествовать.

В кабуки зрители могли увидеть и захватывающие стилизованные поединки татэ. Много ставилось в спектаклях и немых сцен даммари, которые нельзя было изменять, и в них обязательно присутствовали специальные жесты роппо. В таких интригующих сценах игра актёров часто выходила за рамки реалистичности.

Значение для успешной театральной постановки имела и сцена. Она здесь устроена совсем иначе, чем в привычных нам театрах.


зрительный зал в театре кабуки

Деревянный помост ханамити («цветочная тропа» или «путь цветка») тянулся от левого края сцены и проходил через зрительный зал. Он же использовался и для появления или ухода артистов со сцены. На нём могли и обыгрываться некоторые моменты из самого спектакля.

Именно в кабуки впервые стали использовать вращающую сцену и потайные люки. Очень важное место отводилось и ярким декорациям одогу. Правда, существовали и так называемые курого (работники сцены), которые одевались в чёрные одежды и считались «невидимыми», они-то и меняли декорации прямо на глазах у восхищенных зрителей.

В театре кабуки даже обычные ступеньки могли послужить своеобразным магазинчиком для предприимчивого торговца, или стать маленькой комнатушкой для молодой куртизанки, здесь всё зависело от декораций. Удивительно и то, что в театре даже декорации делают гораздо меньше их реальных размеров, тем самым подчёркивается значимость актёрской игры.

В японском театре нужно обращать внимание на многое: на движение и костюмы, речь и интонирование, раскраску лица, походку героев, и даже на музыкальное оформление. С помощью необычного народного инструмента сямисэна и плектры создавалась одухотворяющая мелодия, сопровождающая все театральные представления.

В кабуки использовался специальный песенный стиль под названием ута-моно. Посмотрите как музыка, будто соединяет прошлое, настоящее и будущее, видео взято с канала "kineienami" на YouTube:

После того как в Японию проникли многие виды европейского искусства, изменился и народный театр. В наши дни театр кабуки уже не тот, что был раньше. У современных зрителей возникли новые предпочтения: значительно сократилось и время представления, ускорился темп всех действий, да, и костюмы у героев стали иными. Театр не стоит на месте, мир меняется и кабуки вынужден хоть и постепенно, но подстраиваться под новые реалии.

Когда я впервые смотрела представление театра кабуки многое мне показалось загадочным и необычным, но чем больше я интересовалась Японией, тем понятнее становился и народный театр. В Стране восходящего солнца всё по-другому, и только, узнавая историю и традиции этой удивительной страны мы сможем многое понять и принять.

2
949.494 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (14)
Сортировать по:
Сначала старые