GOLOS
RU
EN
UA
vood.one
2 года назад

История Японии | Понятным языком о том, что такое синтоизм.

Доброго времени суток, дорогие друзья!

О чем вы подумаете в первую очередь, если я спрошу у вас, какую религию исповедуют в Японии? Большая часть людей сейчас тут же скажет — конечно же буддизм. Однако знаете ли вы, что в стране Восходящего Солнца уживаются между собой не одно, а два религиозных верования, и что буддизм является верованием «пришлым» - пришедшее из Кореи, оно получило свое развитие в Японии только в VI веке.

Вторым, традиционным верованием у японцев является синтоизм, который, к слову, был официальной японской религией с самой древности и до окончания Второй Мировой войны! Буддизм же, как я успел упомянуть, проник на территорию Японии лишь в середине VI века и со временем ассимилировался с синтоизмом — и в наши дни большая часть японцев исповедуют так называемый синто-буддизм. И если о том, что такое буддизм, каждый из нас представляет (хотя бы в общих чертах), то о том, что есть «синто», знают лишь немногие. Сегодня я решил рассказать вам, что есть синтоизм — когда он возник, из чего он возник и каково содержание этого верования. Данная тема довольно многогранна и сложна для понимания, поэтому я постараюсь объяснить все самое главное, и при этом максимально понятным и доступным языком.

Начать стоит с того, что для древних народов, населяющих японские острова еще задолго до нашей эры, был характерен анимизм. Анимистические верования основывались на том, что многие явления природы и вещи одухотворены, поэтому в зависимости от нужд древние молились то деревьям, то земле, то солнечному диску, то камням и так далее. Анимизм в древности был присущ почти всем народам на определенном этапе их развития, однако вскоре многие из них отбросили веру в деревья и камни, и переключились на веру в Богов, которые управляли силами природы. Да, так случилось повсеместно во всех цивилизациях, но не в Японии...

Постепенно, на территории нынешней Японии анимистические верования развивались и трансформировались. Проживающие там древние племена переходили к оседлому образу жизни, выращивали рис и другие зерновые — этому их научили китайцы и корейцы в IV – III веке. При этом занятии, повсюду проводились торжественные обряды: люди молили богов ниспослать добрый урожай. Главные празднества производились осенью, после сбора урожая, но и зимой думы земледельцев были обращены к полям: надо было молить замершую природу о том, чтобы поля возродились к новой жизни и снова могли давать людям пищу.

С течением времени эти обряды и церемонии становились все сложнее, торжественнее, и на их основе сложилась религия синто, или «путь богов». Ее центральная фигура, как и подобает у земледельческого народа, - Аматэрасу Омиками — Великое Божество, Озаряющее Небо, Богиня Солнца. В отличии от привычных нам религий, Аматэрасу не восседает одна на троне. Ей сопутствует целый сонм иных божеств, больших и малых, которых в синто насчитывается около восьми миллионов. Это не удивительно, ведь ками (то есть божество или душа) скрывается во всем вокруг — объектом поклонения являются камни, рощи, деревья, родники и звери. Любой из них откликнется и окажет помощь в добром деле, если обратиться к нему почтительно и искренне.

Аматэрасу.gif
Великая Богиня Солнца Аматэрасу Омиками

Важно отметить, что исключительную роль в синто играет культ императора и его семьи. По преданию, первый император Дзимму был правнуком богини Аматэрасу. Императорская династия в Японии не прерывалась во многом именно из-за этого — император неприкосновенен, так как он прямой потомок Дзимму, а следовательно и Великой Богини Солнца. По этой же причине синто сохранилось в качестве активно действующей религии до наших дней.

Так сложилась еще одна особенность Японии, о которой я говорил вначале поста: подавляющее верующих являются буддистами, однако и синтоистские храмы не остаются в запустении. Регулярно, особенно в дни больших праздников, к ним устремляются толпы народа, чтобы поклониться древним, исконным богам, и помолиться за здравие монарха. Так, две религии мирно уживаются и соседствуют.

Ицукусимское святилище.jpg

Ицукусимское святилище*

Всего в Японии насчитывается около 85 000 синтоистских храмов, от часовенок до громадных храмовых комплексов. Найти их довольно просто: обычно они стоят у почитаемой рощи, источника, могилы героя, а вход на священную землю храма отмечен тории — характерными для японской архитектуры воротами, которые вы наверняка видели где-то в фильмах или просто в интернете, но не знали, что это.

тории.jpg

Тории Ицукусимского святилища*

В больших храмах синто отмечают не только официальные даты, но и личные праздники: свадьбу, рождение детей, свои дни рождения. Особую важность для японцев имеют определенные годы жизни человека: третий, пятый, седьмой, двадцатый, шестидесятый, семьдесят седьмой и восемьдесят восьмой. Их-то и празднуют в синтоистских храмах, принося древним божествам Ямато (Япония в древности имела такое название) традиционные пожертвования: чашу риса, стаканчик сакэ, немного овощей и рыбу. Именно такие жертвы приносили здесь две тысячи лет назад и первые земледельцы.

Подобно религиям египтян и шумеров, синто изобилует мифами о деяниях богов и о сотворении мира. Изначально мироздание, по представлениям синтоистов, являло собой темную маслянистую субстанцию, из которой рождались и в которой умирали поколения богов. Наконец, очередная пара богов — Идзанаги и его сестра Идзанами — стали копьями перемешивать заполнявшую мир темную массу. С копий в океан капали капли материи, и из этих капель образовался остров Оногородзима. Божественная пара спустилась прямо на него, совершив брачный обряд. Позже, от их брака родились другие японские острова, реки и моря, водопады, деревья и миллионы других божеств — упоминаемых мной ками.

идзанаги и идзанами.jpg
Идзанаги и Идзанами

Произведя на свет бога огня Кагуцути, Идзанами заболела и удалилась в загробный мир. Как не пытался Идзанаги вернуть жену в мир живых, ему ничего не удалось. Пытаясь проникнуть в мир мертвых, он лишь невольно привел в мир живых демонов, во время битвы с которыми он омылся в океане. Согласно мифу, стекавшие в него капли породили еще множество ками. Капли, омывшие левый глаз, превратились в богиню Солнца Аматэрасу, а правый — в бога Луны Цукиёми, омывшие нос — в бога бурь и морей Сусаноо. После этого Идзанаги, завершив свою миссию бога-творца, удалился прочь, а богов возглавила его дочь Аматэрасу, одарив людей теплом и светом. К слову, в мифах не говорится о сотворении людей потому, что не проводится жестких разграничений между богами (ками) и людьми. Более того, доблестный человек сам может стать ками после смерти.

Наконец, Аматэрасу отправила своего внука Ниниги-но Микото с небес на землю, дабы он царствовал и правил там. Сопровождали его пять других богов, давших начало пяти самым сильным кланам японской аристократии. Внук Ниниги, по имени Дзимму, и стал первым императором страны Восходящего Солнца.

image.jpg

Первый император Японии и правнук богини Аматэрасу Дзимму*

К слову о существовании Дзимму — согласно мифу, он прожил 126 лет (771 — 585 гг. до н.э.), из которых 75 лет был императором. Дело даже не в исключительном долголетии первого императора, а в том, что данные археологии не подтверждают столь раннего возникновения японского государства. Вполне возможно, что некий могущественный вождь по имени Дзимму и в правду существовал, и повел своих соплеменников с южного острова Кюсю (первоначальное место расселения предков современных японцев) на соседний большой остров Хонсю, захватив там территории и образовав государство Ямато. Однако, происходило это точно не в 8-6 веках до нашей эры, а приблизительно в 3-4 веках нашей. Военный же вождь Дзимму, если он существовал, очевидно являлся верховным и почитаемым жрецом синто, и именно из-за этого возник и укрепился миф о его божественном происхождении. Да уж, скромная родословная у нынешнего императора Японии...

Такой вот рассказ, друзья. Я попытался максимально понятным языком объяснить все ключевые моменты синтоизма, начиная от его появления и заканчивая мифами, которые составляют содержание этого древнего верования. Происхождение Богов и людей, императорской династии и земли в целом — все это в голове глубоко верующих японцев представляется именно таким, как я описал это в статье. От этого и неизменное уважение к синтоизму как к перовому и исконному верованию, даже со стороны буддистов. От этого и почитание императора, каким бы он ни был — свергнуть его, значит свергнуть потомка великой богини Аматэрасу.

8
13.604 GOLOS
На Golos с March 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые