[Рецензия] на “Сакральное искусство: тайны древних символов”
Автор @blackmoon
Несмотря на пометку “Золотой фонд эзотерики” на обложке, книга не подпадает под то понимание эзотерики, которое показывают в сенсационалистских телешоу. В центре внимания находится не “загадочное и непознанное”, а, с точностью до наоборот, факты и научные данные. Без определенного уровня кругозора и образования за “Сакральное искусство” браться не стоит.
Вот один из довольно легко читающихся пассажей, есть и намного сложнее: “Одно из важнейших открытий науки недавнего времени заключается в том, что у “нарушенной” симметрии глубокий космологический смысл, но очевидно, что то же самое происходит со множеством вещей в мире. Дело в том, что существует множество способов и степеней отклонения от симметрии, куда бы мы ни смотрели. Например, человеческое тело обладает двусторонней симметрией (или дорсивентрально) в основной форме и в отношении некоторых внутренних органов, например, легких и почек, но другие органы, например, пищевод, сердце и печень, несимметричны”.
Книга состоит из шести тематических разделов: “Кельтский орнамент” (автор Адам Тетлоу), “Исламский орнамент” (автор Дауд Саттон), “Кривые” (автор Лиза ДеЛонг), “Перспектива” (автор Фиби МакНотон), “Симметрия” (автор Дэвид Уэйл) и “Золотое сечение” (автор Скотт Олсен). Она содержит более 1500 иллюстраций - чье качество, к сожалению, оставляет желать лучшего. Проблема не столько в том, что картинки черно-белые - а раз уж пошли говорить о символах, надо учитывать и символическое значение цвета тоже. Главная претензия такова, что иллюстрации будто бы вышли из не самого современного ксерокса, который суть передал, а про шарм забыл. Впрочем, с этим можно смириться ради ценности информации.
Такие книги исключительно полезны для поэтов и прозаиков. Ибо культура, история, философия и религия - это зеркала, по-разному отражающие, и призмы, по-разному преломляющие, одни и те же конструкты духовного и интеллектуального наследия. Все взаимосвязано и перекликается, складываясь в шедевральный узор “Игры в бисер”. Например, вот цитата из раздела “Кривые”, главы “Мозаика: скольжение, падение и поворот”: “Падающий узор - один из тех, где орнамент спланирован так, чтобы основная единица повторялась, смещаясь вниз на определенную долю, чаще всего на половину высоты”. В этом, согласитесь, можно уловить параллели и с музыкой, и с текстом - мне первой на ум пришла аналогия с акростихом.
Другой пример. Дорогие гуманитарии, задумывались ли вы над тем, какое отношение математические пропорции могут иметь к тексту? Золотое сечение “проникает в литературу в оформлении страниц средневековых рукописей и в виде маленького крылатого золотого снитча в историях о Гарри Поттере”. Текст Священного писания невозможно полностью понять без знания гематрии, науки о священных числах: сумма имени “Иисус” (в греческой транскрипции) составляет 888, “Христос” - 1480, а их сумма равна 2368. Эти три числа выстраиваются в золотую пропорцию с соотношением 3:5:8, где золотым средним элементом становится “Христос”. Дальше пугать не буду, там пойдут уже соотношения корней из целых чисел - тоже спроецированные на искусство.
Раздел “Приложения” в конце книги представляет собой мини-энциклопедию форм, идей и закономерностей. Там приведены и проиллюстрированы сотни примеров переплетений (“птичий глаз”, прямое саржевое, 8-ниточное симметричное атласное), типов математических кривых (эпициклоида, спираль Корню, трехлепестковая роза), тайных шифров квадратного куфического орнамента (“Хвала Богу”, “Мухаммед”, “Али”) и многих других сокровищ познания, о которых рассказывалось в предыдущих частях.
Читайте “Сакральное искусство” в такой обстановке, где вас никто и ничто не отвлекает. Это прекрасный информационный массаж для мозга.
Платформе Pokupo.ru требуется человек, который сможет организовать маркетплейс для Голоса.
От нас - площадка, инструменты и 20% от прибыли.
От вас - предприимчивость, владение темой и упорство.
Подробности в посте. Все вопросы - @ivelon или в телеграм-чате.