[Статья] Пишущих стихи в нашей стране миллион
автор: @empire2012
редактор: @filinpaul
От редактора: Знаете ли вы, как отличить поэзию от непоэзии? Ведь наличие рифм и ритма ещё не является гарантией того, что то, что было создано вами, можно всё-таки отнести к “особому способу организации речи”. Только вдумайтесь в это определение. Что из себя представляет поэзия? Это:
1) речь (то есть умение пользоваться языковыми конструкциями различной степени сложности),
2) не просто речь, а “организованная речь” (а ведь часто говорящий не в состоянии совладать с потоком своих мыслей и несёт полнейшую чушь, совершенно не подозревая об этом),
3) “особый способ” этой организации (значит, есть ещё и другие, более простые, способы).
Сложно? Согласен. И это при том, что я ещё не стал развивать идею о “привнесении в речь дополнительных измерений”.
Уверен, что предлагаемая статья обязательно поможет распутать этот сложный вопрос.
Пишущих стихи в нашей стране миллион
Дело вкуса или безвкусия?
Пишущих стихи в нашей стране миллион – не меньше. К примеру, на сайте стихи ру зарегистрированы 765 тысяч человек, которые написали 40 миллионов стихотворений. А ведь есть еще много других сайтов. Представьте: 40 миллионов стихотворений. Лермонтов, помнится, опубликовал в своей книге 26 стихотворений и пару поэм. Но большинство не столь требовательны к себе, как классик - они пишут, развлекаясь, для своего удовольствия, поэтому публикуют миллионами. Судя по произведенным материалам, это удовольствие сомнительное, но, в конце концов, каждый сам решает, чем ему заниматься. И это не проблема. Проблема в том, что любители произносят одну крайне опасную, даже роковую фразу: дело вкуса.
Роковую по нескольким причинам.
- (плохо для поэтов)
Тем самым любители ставят себя на один уровень с профессионалами – оперативно решают вопрос собственного честолюбия. Пушкин? Петрова? Блок? Слоненок мурзик? Василий Иванович Квадригин? Мандельштам? – это дело вкуса. Все поэты. И для настоящих поэтов это очень плохо. Они теряют в глазах общества цену. - (плохо для читателей)
Ставя себя на один уровень с профессионалами, любители дезориентируют читателей, коими и сами являются. Ведь понятно, что в любом деле профессионал разбирается неизмеримо лучше любителя. Никогда любитель-шахматист не сможет говорить на одном языке с гроссмейстером, потому что он считает на два хода вперед, а гроссмейтер на сорок два. Однако в поэзии любители посчитали, что это не одно и тоже, и стихи – всего лишь дело вкуса. Вследствие такой позиции читатель нивелирует, можно сказать, вымирает, что очень плохо влияет на общую культуру – перестают отличать истинное от преходящего. - (плохо для любителей)
Роковую потому, что всякий профессионал знает: фразу «дело вкуса» может произнести только любитель, потому что отличить поэзию от непоэзии довольно легко.
Как же это сделать? Сейчас объясню. Сначала теория, потом практика.
Теория . Поэзия – не дело вкуса. Это дело вкуса и безвкусия. Так крайне отсталые общества, оправдывая свое невежество, утверждают, что у них своеобразная культура, сдобренная менталитетом и самоидентичностью. Однако люди культуры знают, что невежество невежд в лучшем случае называется укладом, но никак не культурой.
Практика. Так как же отделить настоящее от фальшивого?
Ответ: по содержанию и чисто технически.
Содержание.
Содержание включает в себя свежесть и глубину переживаний. Содержание тогда имеет направление в сторону поэзии, когда человек удивлен. Произошло нечто, и это нечто вызвало в человеке чувство изумления. Это изумление настолько сильно, что будущий автор не знает, что с ним делать. Это так называемый приход вдохновения – приток крови и сверхбыстрая работа мозга. Человек не справляется с информацией и начинает лихорадочно в ней разбираться. Он чувствует ее особый вкус, предметы и явления становятся другими…И человек пишет (в нашем случае) стихи.
Это начало поэзии.
И не беда, если жизненного опыта у человека еще мало. Изумление настолько сильное чувство, что в итоге при других обязательных компонентах, присущих поэзии, может подарить автору стихи, даже если он малограмотен, косноязычен.
При этом надо помнить: удивившее человека может быть известно всему свету. И стихи становятся банальными, хотя внутренней прелести своей не теряют. Так нам нравится сначала одно, но когда мы взрослеем, то понимаем, насколько были наивны.
Что усиливает удивление? Образ. Что такое образ и зачем он? Образ, сравнения – это нахождение в предмете и явлении свойств других предметов и явлений, отчего мир становится понятней, глубже, богаче. Если есть образ, который придает предмету другое свойство – это сразу привлекает. Пример: желтые листья березы или липы бывают столь нежные и светлы, что похожи на маленьких цыплят – они словно подбегают к ногам. Они словно с открытыми просящими ртами. Отсюда образ – желторотые листья. Здесь и трогательность, и понимание того, что листья печальные и несмышленые. Другое дело, что образ этот избит. Можно ли его употреблять? Можно, но не прямым действием, в связи с чем-то, что этот избитый образ обогатит.
Но образ может дать начало работе души.
Пример из конкурса стихов. Автор демонстрирует неграмотность и крайнюю путаность содержания, но он дает образ. Исходный текст:
От горизонта черный ворон
Метнулся к маршу похорон
Кречал, но был печалью поражен
Из дула гроба, над которым пролетал
Кречал…J)) Ладно. А скажете, что вычурно? Да, но разберем наполнение образами. Черный ворон – сила тьмы, похороны – усиление мрака, и ворон – несмотря на его власть – поражен печалью. Откуда? Из гроба, который как дуло – из него ворона поражает печаль черным смертельным выстрелом.
Видите, сколько всего?
Все перечисленное означает, что, несмотря на то, что данный стих не претендует на поэзию, но – автор при определенном старании имеет несомненный шанс. У него, хотя и своеобразно, но РАБОТАЕТ ВООБРАЖЕНИЕ.
Уберите из свежести переживаний образ, и будет только прекрасный возглас. Прибавьте образ - творение начинает приобретать внешние очертания.
Итак, закрепим. Содержание включает в себя: изумление (новизну), глубину, основанную на опыте, и образность, как проникновение в мир.
Теперь техника.
Известно, что существуют огромное количество размеров и жанров. Знать их необязательно - нужен хороший слух. Стихотворение должно быть гармонично. Тем более если оно написано свободным стихом.
Возьмем классический пример из «Онегина».
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил,
КогдА не в шУтку зАнемог
Пятистопный ямб: 1-2-1-2-1-2-1-2-1-2
Как бы написал дилетант? Вот пара вариантов.
Дядя мой самых честных правил
Его дядя самых честных правил
Почему так нельзя? Потому что в слове «дядя» ударение на первый слог. Это хорей. А дальше строка пишется по законам ямба – с ударением на второй слог. Так делать нельзя.
«Его дядя» – то же самое. И таких примеров в любительской поэзии много.
В конкурсе стихов у одного автора строка звучит так.
Будь со мной в любой удобной роли.
В этом страшном*темном*пУстом поле,
Обратите внимание, стихи написаны хореем (ударением на первый слог) и автор, чтобы сохранить ритм, заставляет произнести не пустОм, а пУстом.
Вслушивайтесь, произнесите вслух то, что вы написали, и поймите, что сбивка в стихе тоже должна быть гармоничной. И если вы еще до конца не понимаете, как слоги должны перетекать из одного в другой при смене строк, то хотя бы заставляйте себя соблюдать размер.
Без техники письма содержание останется содержанием, даже если в нем есть свежесть и образы.
Поэзия тем и отличается от стихосложения, что в ней есть все, что присуще вкусу: новизна, изумление, содержание, образ и техника письма. И в поэзии нет ничего, что присуще безвкусию: неряшливость в письме, фотографичное перечисление увиденного, старая информация, чаще о любви, известная всего миру, но отчего-то вновь воспроизведенная,
Дилетант, написав стихи, мало с ним работает, так как «это ниспослано свыше, оно такое как есть».
Поэт работает над стихом всю жизнь, даже если он написал его сразу набело.
Следующую статью, возможно, напишу о том, что лучше: верлибр или рифмованные стихи?