vp-bodyform
6 лет назадБуддизм. Практика. Об эволюции циклов жизни и карме.
(буддийские монахи Тензин Гьяцо (Далай-лама XIV) Даба-Самбу (геше Даба-Самбу Цыренов) в буддийском учебном центре Лабсум Шедруб Линг (США, Нью-Джерси, Вашингтон))
Мы говорили об Истине, разъясняющей Источник Страдания. Пора говорить о взаимозависимом происхождении и его двенадцати звеньях. Это эволюция. Как можно рассмотреть развитие семени, ставшего деревом, также надо рассматривать и развитие циклов. Семя – от дерева, дерево – от семени, только предыдущего.
Естественно, любое учение буддизма берет начало от Будды, который объяснял, что:
- неведение порождает –
- варианты кармы, а из этих вариантов возникает
- сознание и так далее.
После неведения следует действие, после действия – его отпечаток в психике, после этого отпечатка – работа сознания…
Возникновению чего-либо предшествуют особые, специфические, поводы. Причина-следствие-причина-следствие. Никакой творец не в состоянии создать следствие. Но он не сможет создать и повод. Первопричина – это неведение, после которого рождаются кармические следствия.
Буддийские учителя, объясняя появление кармических факторов, говорят о трех последовательных жизнях. Обратимся к этим объяснениям?
По причине неведения человек слепо полагает в то, что существует постоянное «Я», естественно, все остальные тоже «обладают» этим неизменным «Я». В силу этого человек либо привязывается или ненавидит таких же, как и он, существ. Возникают эмоции, по причине которых мы действуем речью, телом, накапливаем отрицательную карму. То есть человека вводит в заблуждение его вера в существование неизменного «Я».
Вот некто сказал, что мы злые, все начинают думать, что эта «злость» неизменное свойство всех нас. Но ведь «Я» – это только случай, внутренний момент, причинно-следственной связи. Сделав его постоянным, мы впадаем в неведение. Высший уровень буддийской философии утверждает, что любые явления, включая и нас самих, подобны миражам. Представление, что миражи обладают неизменным «Я», ошибочны, иллюзиорны. Это довольно сложная философия.
Пока мы говорим об элементарных вещах.
Неведение – это всегда опасность. Ведь любая привязанность или ненависть всегда чреваты бедой. К тому уже, из-за неведения мы чрезвычайно привязаны к самому себе, всё время лелеем своё «Я». Такая неуёмная любовь к себе легко порождает привязанность и ненависть к другим. Порассуждайте на эту тему.
Естественно, все появившиеся отрицательные мысли и чувства, становятся «отпечатками» в психике, что и называется плохой кармой.
Поэтому следующее звено, которое объясняет взаимозависимое происхождение, и называется – карма или самскары.
Человек ставит ногу на песок, остаётся отпечаток. В магнитной ленте или цифровом диктофоне от нашего голоса остаётся копия, отпечаток. Все наши действия остаются отпечатками в нашем сознании и психике. Стихотворение выучено, забыто, но в нужную минуту оно появится – есть его отпечаток. Найти и увидеть его мы не сможем. Но он есть вне всяких сомнений. Вот этот отпечаток и есть «карма». Хочет этого или нет, но человек «помнит» все свои действия, сохранившиеся в отпечатках. Всего их 3 категории или класса.
Первый – положительная карма, которая, естественно, ведёт человека к счастью в этой и будущей жизни.
Второй – отрицательная карма. Эти отпечатки – наши страдания, вред.
Третья – нейтральная карма. Ни вреда, ни пользы.
Вполне возможно, наука будущего научится видеть и даже определять местонахождение этих отпечатков, сможет определять причинно-следственные связи кармы.
Но ведь Вы не желаете себе плохой кармы, даже не зная её нахождения?
Кроме категорий, есть еще и два деления кармы на 1. «ввергающую карму» и 2. «завершающую карму».
Но, кроме изучения сущности кармы, есть также взгляд на функции кармы. Одна из них «ввергает», другая «завершает».
Об этих функциях в следующем посте.
Автор @azarovskiy