GOLOS
RU
EN
UA
vp-bodyform
2 года назад

Шаматха. В ежедневной жизни

Мы изучили девять стадий, шесть сил, до этого было множество постов о шаматхе. Очень важно не прерывать занятий и чтений литературы о шаматхе. В наше время их очень много в сети.
Итак, как применять изученные практики в обыденной жизни? Непрерывные занятия в разных ситуациях – главное условие достижения успеха. Если нет последовательности и целеустремлённости, то лучше оставить всякие мысли о занятиях шаматхой. Вы всецело, не попускаясь необходимыми делами, должны быть заняты проблемой умиротворения ума. Проект этот на всю жизнь. Но без близлежащих целей проект становится бессмысленным. Во всём должна быть практичность.

Начнём с распорядка дня. Как мы начинаем день. Утро. Животные поднимаются и сразу идут за едой. Следовать ли такому инстинкту? Конечно нет. Завтракать сразу не надо. Есть люди, которые, проснувшись, чувствуют непреодолимое желание сразу заняться медитацией, и только потом – утренним туалетом, другие же занимаются медитацией после необходимых утренних забот. Пусть это будет по желанию. Но не бежать сразу завтракать.
Начните с недолгих медитаций, которые мы называли «на дыхании». Это очень правильный распорядок. После этого можно визуализировать фигурку Будды (величиной с палец, золотистого цвета). Концентрируйтесь на выбранном образе.
Также возможно заниматься одновременно какой-нибудь практикой, относящейся к тантре, допустим, вы начитываете мантры Учителя Шакьямуни. Если Ваша практика будет следовать уровню мысли и уровню речи, то сила её будет достаточно велика.
Более, вполне возможно при созерцании образа Учителя и начитывания этой мантры, визуализировать, то есть вообразить, представить реально, что белое сияние или свет исходят из образа Учителя и входит непосредственно в ваше тело, очищая от разных пороков, скверн и загрязнений.
При этом используя такое очищение, представляйте, что грязь и скверна, пороки и плохие мысли, буквально выходят из вашего тела, как помои, стекая вниз, в бездонную пропасть, а тело ваше наполняется теплым светом, блаженство, чистотой. Вы уже полны силой любви, сострадания учителя и всех его благих достоинств. Такая практика довольно мощная, она устраняет препятствия и помехи для вашего духовного развития.
Любая мантра наделена могуществом. Иначе они не были бы так популярны. Тибетские монахи рассказывают, что на их Родине многие медитирующие йогины вкладывают в чтение мантры такую силу, хотя чтение их не совсем внятно, что, бросая острую пурбу (священный кинжал), пробивают им камень.
Грандиозная сила мантры известна тысячелетиями. Например, мантра Учителя Шакьямуни – «ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СОХА». Выросший в буддийской среде, я детства начитывал эту мантру, но и сегодня, читая труды по молекулярной физике, не оставляю её. Дело не в том, что я суеверный, а в том, что пытаюсь не прерывать занятий. И при этом привычно знаю, что путь мой продолжается в правильном направлении.
Чрезвычайно важно получить традицию от конкретного человека. Представьте себе буддийского монаха, который передаёт Вам традицию и мантру. Это может быть и Учитель Шакьямуни, и Далай-лама, и неизвестный монах. Ведь в принципе все мы неизвестные монахи и путники на пути умиротворения сознания. И хотя я общался с посвященными монахами большого уровня, они ничем не выделяются от простых буддийских монахов.
Сложите руки и повторяйте мантру Аволокитешвары, воплощения сострадания. Вам же надо развивать в себе сострадание?
Вот его легендарная мантра «ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ». Шесть слогов. Эта мантра у меня в крови. Я не религиозный человек, но повторяю эту мантру всегда.
Расскажу интересный случай: моя родственница, девяностопятилетняя бабушка, совершенно не знающая русского языка, всю жизнь шила, вязала из овечьей шерсти, плела из конского волоса верёвки, мяла кожу и шила прекрасную одежду. Занималась такими работами непрерывно и непрерывно читала мантру. Кстати, любуясь репродукцией Гейнсборо.
Было это в девяностые годы. Из лагерей освободились два земляка, имевшие большие сроки и писавшие стихи. Союз писателей они не воспринимали, пришли ко мне. Такая картина: бодрая бабушка в национальном халате сидит на скамеечке и готовит пряжу, читая мантру. Так проходит час, два, три. Неугомонные зеки в одних майках, громко разговаривающие со мной о стихотворстве, стали говорить тише, потом посматривать в сторону бабушки.
Один из них, наклонившись ко мне, шепнул:

  • Сколько ей лет?
  • Девяносто пять.
    Зеки чуть не присвистнули, но прикусили языки.
    Тут бабушка отложила веретено, поднялась, улыбнулась зекам, с интересам разглядывая татуировки от лба до колен – кресты, храмы, святые. И сказала мне на бурятском языке:
  • Какие красивые рисунки на этих людях. Они русского бога рисуют на своих телах. Но есть ли он у них в душе? Спроси у этих хороших людей.
    Я перевёл её слова. Старший из них выдохнул:
  • В законе бабка! Скажи, что не знаем…
    Наша «бабка в законе» прожила сто два года, умерла с улыбкой и мантрой на устах. Земляки-зэки издали по несколько книг. Совершенно отказались от всех пагубных привычек и даже мяса. И всё вспоминали бабушку. А я знал, что, читая мантру, она медитировала и визуализировала Авалокитешвару, который говорил ей о будущей жизни. Место будущего рождения ей было известно, и потому она умерла с улыбкой. Разве это не лучше, чем умереть при скорби и стонах?
    Пусть она не была учёным, не постигла по книгам Дхарму, но по-своему достигла просветления.
    Следующий пост о вере.

Успехов.

Продолжение следует…

@azarovskiy
По конспектам лекций буддийских монахов.

2
82.167 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые