GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
2 года назад

Путь Кабира – ВЕЛИКИЕ ИМЕНА ИНДИИ

 

     Имя Кабира, жившего в XV веке, хорошо известно не только каждому индийцу. Он – признанный классик литературы хинди, реформатор и поэт, противник социального неравенства и любой формы дискриминации в обществе.

     Жизнь великого подвижника пришлась на особую историческую эпоху, когда две культуры образовали феномен с новыми представлениями в философии, литературе и религии.

 

     Кабир под деревом – рукописный сборник с иллюстрацией

     Кабир считал, что у всех людей есть равные возможности для личного общении с Богом. По его мнению, все равны перед Творцом, вне каст и материального неравенства. Он отрицал обряды и обеты, хотя родился в семье индусов и был воспитан мусульманами. Поэт всё время повторял, что он не тот и не другой. Кабир говорил людям, что кто-то повёл их разными дорогами, но имя у Бога одно. И вместо показного богопочитания он призывал всех к истинной любви.

Счастье только в правде и любви, всё другое – беды и тревоги.

Смертен ты и мудрецы твои, смертны демоны и смертны боги.

     Такие высказывания привели к гонению поэта. Его долгая жизнь была полна трудностей, ведь своими речами он настроил против себя и мулл, и брахманов, и прочих богословов.

     Достоверно неизвестно, какого происхождения был Кабир. По одной из версий он был выходцем из семьи брахмана, усыновлённого супругами мусульманами. Чтобы дать имя ребёнку они позвали духовника. Тот, открыв Священную Книгу, нашёл для мальчика четыре имени, но все они имели одно значение – «великий». Духовник был в недоумении: нельзя было мальчика из семьи ткачей назвать «великим». Он листал и листал страницы Корана, но повсюду видел только одно: Кабир, Кабир.

 

     Кабир-ткач

     По другой версии, гуру Раманад, путешествуя вдоль озера, заметил необычное свечение, исходящее из вод, где на листе цветка лотоса плавал ребёнок. Тогда гуру предрёк, что источником этого света может являться лишь тот, кому предназначено стать святым. Супруги Нима и Ниру, приблизившись к воде, увидели в озере чудесного младенца и приняли его, как дар небес.

 

     Явление Сант Кабир Сахиб

     На пути к Богу, поэт, вторя вишнуитам, был последователем бхакти. Это выражалось в любви к Богу и отрешённости от чувств и мирских удовольствий. Поэтому, следуя пути бхакти, жизнь его становилась лишь сложнее. О трудности такого пути поэт не раз писал в своём творчестве:

Трудна, длинна дорога в дом, в котором мы Любовь найдём.

Пожертвуй жизнью, в этот дом нельзя прийти иным путём!

     Кабир, следуя традиции натхов, часто использующих аллегорию, создал символическую систему образов. Символами у него выступали самые обычные предметы из жизни. Так, огонь символизировал высшее знание, а вода – людские страсти. Птицы были символом освобождения души от колеса сансары. Негодная ткань выступала символом невежества, а драгоценное полотно служило символом истинной любви к Всевышнему. Образный язык поэта стал предельно близок и понятен каждому человеку.

Я родом высок, возгордился тростник, но запах сандала в него не проник.

Не ценной его оказалась порода, и был он сожжён, хоть высокого рода.

     Иногда символы в творчестве Кабира были прямым заимствованием из персидско-суфийской поэзии. Например, цветы и пчела, где цветок символизировал тело, а пчела – душу:

На пустынной и сухой земле лотос вечной мудрости цветёт,

Там душа моя сродни пчеле, извлекающей чудесный мёд.

     Духовный путь Кабира был настолько индивидуальным, что он отвергал религиозные догмы. Кабир отрицал йогу, как главный способ единения с Богом; не признавал Веды и Пураны. Его мечтой было общество справедливости, где люди не гоняются за признанием, а чтут других, как равных себе, следуя своему долгу. Такое сообщество людей не только соблюдает принципы бхакти (безусловной любви к Всевышнему), но и неуклонно стремится к према (любви ко всем живым существам). Поэт искренне верил, что через божественную любовь человек способен прийти к всеобщей любви.

Нам не помогут брахманы беседами, не нужен людям опыт их убогий.

Ужель они, опутанные ведами, для нас отыщут верные дороги?

     Часть литературного наследия Кабира, особенно его изречения, слилась с народным творчеством. Это небольшие словесные формы, в основном – двустишия. Главным наследием поэта считается собрания его высказываний – «Биджак». А ряд его  гимнов даже вошли в сборники других религиозных традиций, как это было с «Ади Грантх» – священной книгой сикхизма.

 

     Сборник стихов поэтов Средневековья

     По своим взглядам мудрец Кабир близок к Руми – выдающемуся поэту-суфию XIII века. Их общее личное убеждение состояло в том, что истинная вера – это не слепое исполнение правил и ритуалов, а чистое сердце. Кабир говорил людям: «Человек не раб божий, а друг», – не преклоняющийся перед богом, а преданный ему, что находит в нём свою главную опору.

 

     Послушайте пение мудрых стихов Кабира:

 

     Источники: 1, 2, 3.

 

 Автор материала: @stormy.                                            Редактор: @mahadev.

 С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                 26.06.2018

 

     Платформа Pokupo.ru предоставляет полноценный интернет-магазин и избавит вас от поиска домена, хостинга, админов, программного софта, а также от абонентской платы. Надёжно, удобно и весёлая техподдержка.

     И главное: зарабатываете вы – зарабатываем мы. И никак иначе.

0
321.031 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые