GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
2 года назад

Антонио Канова: загадка Гения смерти

Когда я прочитала сообщение на табличке под этой скульптурой, то была нимало удивлена – какой же это Гений смерти? Скорее, милый юноша с нежными вьющимися локонами, мягким овалом лица, красивым изгибом шеи… Что-то женственное даже есть в нем, беззащитное, трогательное.

Но не верить табличке было нельзя, поэтому, полюбовавшись этой скульптурой в зале Кановы, что в Эрмитаже, пошла узнавать историю создания Гения.

Ангел с факелом

Оказывается, в представлении римлян гении были ангелами-хранителями… всего. То есть под их опекой и охраной находились правители, простые смертные, дворцы, дома, и даже целые города. Поначалу гении имели человеческий образ, им были доверены скипетры и рога изобилия. Но вот расцвел Ренессанс, потом пришел классицизм, и гении трансформировались в крылатых полулюдей-полуангелов. Они были наполнены новым аллегорическим смыслом.

Гении, держащие в руках опущенные факелы, символизировали смерть. Отсюда – Гений смерти (а я-то по незнанию думала, что Гений смерти – это тот, кто умерщвляет). В переводе на язык древних славян – домашний дух смерти, низшее божество, оплакивающее кончину своего «хозяина». В римской мифологии гении и ангелы не отождествлялись, пусть и те, и другие и имели крылья.

Гении смерти в качестве крылатых образов в целом схожи с ангелами, однако они заимствованы из античности и свой опущенный факел несут как знак смерти. Видели вы хоть одного ангела с факелом? Если даже ваш ответ «да», то он точно не был опущен, римляне следили за этим четко.

Да, спросите вы, а при чем тут Гений смерти работы скульптора Кановы, что находится сегодня в Эрмитаже? У него и факела-то никакого нет… А вот дальше начинается самое интересное. Вернее, даже два интересных факта.

Первый факт. О, юноша, к бессмертью приобщенный!

Скульптор Антонио Канова – яркий представитель творческого племени, для которого античное искусство представлялось единственной нормой и идеальным образцом. Исходя из этого, великий итальянец стремился прежде всего к воплощению в своих произведениях идеала красоты и гармонии. Отсюда в его скульптурах и плавность линий, и ясность форм, и ленивая сдержанность движений.

Он неотступно сверял свои творения с лучшими образцами античности. При этом он неосознанно, так уверяют искусствоведы, придавал своим скульптурам целый набор черт, которые подсказывало ему его собственное понимание красоты. Потому-то и любуемся мы сегодня воздушностью, грацией, мягкостью и столь знаменитой кановиантской вялостью, вальяжностью.

Но почему в руках гениев смерти неизменно были опущенные факелы? А вот откуда это пошло. Во времена барокко бытовала в народе одна странная традиция – хоронить усопшего в сумерки или ночью. Освещать последний путь смертного доверялось факельщикам. Числом этих людей подчеркивался социальный статус умершего.

И вот еще что: спокойно идти с факелами воспрещалось категорически. А вот отчаянно размахивать ими – это да, это было самое то. Понятно, что в этом случае факелы не только освещали путь, но и дымили нещадно, и клубы дыма создавали мистический настрой. Считалось, что когда покойник уже был пристроен на место окончательно (похоронен), свет факелов ему становился не нужен, и вот тогда-то факелы опускали и гасили. Так они стали символом угасшей жизни, изображаемыми на каменных надгробиях. Для усиления скорби и печали (ну, и красоты, конечно) опущенные факелы на памятниках «вложили» в руки гениев смерти.

Второй факт. Забракованный гений

Предполагаю, что сейчас вы опять воскликните: «Да, все это очень интересно, только «наш-то» Гений, который в Эрмитаже, он ведь и без факела, и без крыльев, и вообще… безо всего. Одна голова. Кто же решил, что это – Гений?». Между тем, его история действительно интересная. Исследования, проведенные сотрудниками Эрмитажа, показали, что эта голова – малая часть изваяния, которое должно было находиться в Риме на надгробии папы Климента XIII в соборе св. Петра. Памятник заказал Антонио Канове римский сенатор Аббондио Редзонико. Было это в 1784 году.

Готовое надгробие имеет простую и ясную композицию: наверху – коленопреклоненный папа, у подножия слева расположена статуя с большим крестом – это суровая Религия, а вот справа как раз и сидит мрачный Гений смерти, облокотившись на затухающий факел. Так вот искусствоведы утверждают, что та голова Гения, что выставлена в Эрмитаже, – это фрагмент первоначального варианта статуи, который Канова забраковал по причине дефектов в обрабатываемом им куске мрамора.

Одним словом, пришлось Канове переделывать Гения заново. Забракованную голову у скульптора купил граф Н. П. Румянцев (согласно другим источникам она попала в собрание академика В. Сазонова). Так или иначе, в 1850 году бюст был передан в дар Эрмитажу.

Вот такая занимательная история одной статуи. Вернее, бюста – головы Гения смерти резца итальянского скульптора Антонио Кановы. Кстати, благодаря созданию надгробия папы Клемента XIII, открытого в 1792 году, Канова стал признанным и широко известным скульптором в Италии, а имя его скоро уже гремело на всех континентах.

Фото из архива автора


Автор статьи @bovary


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

Уроки рисования Карикатуры и шаржи Разбор полётов Основы рисования Конкурсы

Знакомство с нашими авторами Искусство на миллион Художники разных стран и эпох Обзор учебников по рисованию Художественные музеи мира

Художественный калейдоскоп Книги и фильмы о художниках Лайфхаки для художников Мастер-классы от новичков Галерея

7
118.115 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые