Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
4 года назад
русскоезарубежье

[История жизни и творчества] Джерри Маллиган

6 апреля у Джерри Маллигана, известного американского джазового саксофониста, композитора и аранжировщика, исполняется 93 годовщина дня рождения.


**

Джерри Маллиган как один из основателей так называемого “cool-jazz/спокойного джаза” стал культовым и крупнейшим баритон-саксофонистом. Он посвятил своё творчество выравниванию статуса баритон-саксофона, изначально считавшегося тяжеловесным инструментом в сравнении с более легкими образцами в семействе привычных джазовых инструментов.

Джерри Маллиган / Gerry Mulligan родился 6 апреля 1927 г. в Нью-Йорке в семье Джорджа и Луиз Маллиган. Своё музыкальное образование Джерри начал с освоения классического фортепьяно, потом активно развил игру на кларнете и всех существовавших видах саксофонов. И уже к 17 годам он получил репутацию весьма успешного аранжировщика, плотно работая с большим радио-оркестром Уорингтона, а через 2 г. он вошел уже как штатный аранжировщик в состав оркестра Джене Крупа.

Его первая заметная работа того периода – это аранжировка композиции “Disk Jockey Jump”, когда в составе оркестра Крупа он играл на альт-саксофоне. Он продолжил играть на этом легком инструменте и далее уже в составе оркестра К.Торнилла. Впервые Джерри взялся за баритон-саксофон и записал первые композиции в составе оркестра М.Дэвиса в течении 1948-50 гг. Затем у него был опыт анонимного участия в записях оркестра Э.Лоуренса в 1949 г. И только с 1951 г. Джерри Маллиган сосредоточился на баритон-звучании.

Затем в его творчестве был период записей с собственным оркестром-нонетом под эгидой известного лейбла “Prestige Rec.”, когда он широко демонстрировал ставший узнаваемым звук баритон-саксофона. Работая уже в составе оркестра С.Кентона в Лос-Анджелесе, Джерри написал несколько сольных композиций саксофона в т.н. стиле «сверх-свободы», т.е. без пианиста-аккомпаниатора. Затем Джерри какое-то время увлекся импровизациями в дуэте с трубачом Четом Бейкером и вскоре они оба стали знаменитыми исполнителями.

А затем в его творчестве настала 2-летняя пауза на тюремное заключение из-за чрезмерного увлечения наркотиками. Сразу после отсидки Джерри возобновил джазовое сотрудничество с тромбонистом Б.Брукмейером и в 1958 г. к ним присоединился известный трубач Д.Эрдли, тенор-саксофонист З.Симс и ещё один трубач А.Фармер. В тот же год, на знаменитом джазом фестивале в Ньюпорте Джерри играл поочередно с Х.Керни, ещё одним «узким» баритон-саксофонистом в составе легендарного оркестра Д.Эллингтона, к творчеству которого Джерри всегда относился с особым трепетом.

После этого в течение 1957-60 гг. в творчестве Джерри были успешные записи с целым рядом известных музыкантов того периода. А в 1958 г. после участия Джерри в другом фестивале "Sound of Jazz" состоялись дебютные записи саундтреков сразу в 2 фильмах. Уже набравшись опыта в управлении оркестром, Джерри в 1960-64 гг. возглавил собственный оркестр "Concert Jazz Band", в котором он варьировал своё участие в качестве композитора, баритон-саксофониста и пианиста.

После неизбежного распада этого экспериментального оркестра Джерри довольно активно гастролировал с квартетом Д.Брубека в 1968-72 гг. Потом он какое-то время играл на тончайшем сопрано-саксофоне и в середине 70х годов опять возглавил секстет с участием виброфона, а также довольно долго импровизировал в совместных записях с известным музыкантом С.Хамилтоном. В конце 70х годов Джерри увлекся игрой в составе классических симфонических оркестров, исполняя его любимые сочинения Стравинского, Прокофьева и Бартока.

В наступивших 80-х годах Джерри активно участвовал практически во всех джазовых фестивалях в компании самых известных коллективов и вместе с самыми известными исполнителями, включая легендарную личность Эллы Фитцджеральд. Незадолго до ухода из жизни Джерри много концертировал во Франции с известным скрипачом Стефаном Грапелли.

Джерри Маллиган по праву считался столпом джаза, с готовностью активно сотрудничал с любыми джазовыми формированиями, включая традиционные диксиленды и авангардные банды. В его творческом багаже более 100 выпущенных джазовых синглов в сотрудничестве с 7 ведущими лейблами, альбомов, он принял участие в съемках в 5 фильмах, написал 4 саундтрека к кинофильмам и музыку к мюзиклу на Бродвейской сцене. Джерри Маллиган получил премию «Грэмми» за лучший альбом большого джазового ансамбля.

В личной жизни у Джерри было 2 брака с Джуди Холлидей (до 1965 г.) и с Сэнди Деннис в 1965-74 гг. У него родился сын Рид Браун Маллиган. Джерри Маллиган скончался 20 января 1996 г. в возрасте 68 лет.

Традиционно привожу наиболее известные мелодии в исполнении Джерри Маллигана:














русскоезарубежьемузыкажизньамерикатворчество
19
653.582 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые