Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
4 года назад
русскоезарубежье

[История жизни и творчества] Итальянский композитор Нино Рота

3 декабря у Нино Рота, известного итальянского композитора, исполнилась 108 годовщина дня рождения.


**

Нино Рота/ Nino Rota, полное имя Джованни Рота Ринальди / Giovanni Rota Rinaldi, родился в 1911г. в Милане в семье музыкантов, что практически предопределило судьбу будущего популярного композитора, которого в семье звали ласково Нино, как было преобразовано его имя Джован-нино. Мама Эрнеста Ринальди в 7 лет сама начала обучать любимого малыша Нино игре на фортепьяно. И к удивлению мамы, как опытной пианистки, у малыша быстро проявилась способность к импровизации.

Нино исполнилось 11 лет, когда скончался отец, которому не удалось услышать музыку, написанную его талантливым сыном. Потрясенный потерей отца, Нино написал довольно сложное произведение для его возраста - ораторию “San Giovanni Battista”. В 12 лет Нино переезжает в Рим и поступает в консерваторию, в которой он сразу себя зарекомендовал музыкальным вундеркиндом, ставшим композитором и дирижером в таком возрасте, его оратория в тот же год была представлена на престижной парижской сцене.

А в 13 лет Нино написал оперу на либретто из произведений Г.Х.Андерсена. Его творения поражали как публику, так и критиков, которые сравнивали Нино с юным гением австрийца Моцарта, о Нино заговорила вся музыкальная Европа. Многие произведения, написанные Нино в тот юный период творчества, погибли в пожаре во время бомбардировок Милана в ходе 2 мировой войны. По ходу учебы в консерватории в Риме и Милане у Нино были самые лучшие преподаватели, включая венгра В.Райнера, соратника Й.Штрауса.


**

Так выглядел 18-летний Нино Рота к моменту окончания консерватории, и на мой взгляд, он очень похож на будущего короля рок-н-ролла Элвиса Пресли в юном возрасте. После окончания римской консерватории в 1929 г. Нино Рота провел в США 2 года в стажировке на получение ученой степени. Вернувшись в Милан, Нино сначала изучал литературу в Миланском университете, а позднее с 1937 г. начал преподавать там же. Впоследствии с 1950 г. до конца жизни Нино являлся руководителем консерватории в Апулье, Бари.

С музыкой к кино Нино Рота впервые столкнулся в 22 г. в к/ф «Народный поезд» реж.Р.Матараццо, потом он с этим же режиссером работал ещё в 2х фильмах. А начиная с 1944 г., когда он написал музыку к 2 к/ф Р.Кастеллани, «музыкально-киношная» специализация Нино-композитора стала определяющей. Настоящей точкой отсчета Нино Рота стал его 40й фильм всемирно известного режиссера Э.де Филиппо «Неаполь-миллионник» в 1950 г. А спустя 2 года у Нино была первая встреча со знаменитым режиссером Ф.Феллини в к/ф «Белый шейх», этот к/ф стал началом сотрудничества 2х темпераментных итальянцев.


**

Их творческий тандем скреплялся дружбой, которая продолжалась до последних дней Нино. Она выразилась во всех 17 супер-успешных кинолентах маэстро Феллини, с которым многим работать было очень не легко. Но только не Нино Рота, который обычно слушал замысел Феллини, сидя с закрытыми глазами в кресле, и подпевал, дирижируя сходу придуманной темой мелодии.

Открыв глаза, когда Феллини замолкал, у Нино была готова общая канва мелодии, он садился за рояль и рождал очередной шедевр. А шедеврами стали почти все фильмы Феллини, в которых звучала музыка Нино, начиная со «Сладкой жизни» (1960), где режиссеру потребовалась какая-то особая роскошная византийская мелодия:

А следующим музыкально-кинематографическим шедевром стали 2 ленты другого итальянского кудесника кино Франко Дзеффирелли «Укрощение строптивой»(1967)) и «Ромео и Джульетта» (1968). Здесь Н.Рота использовал созданную им ранее мелодию для театральной постановки режиссера.

А основной саундтрек- песня «Что значит юность» из этого фильма за прошедшие 50 лет стала настолько популярной, практически народной мелодией, что мало кто помнит и знает об её авторе, и когда и где она впервые прозвучала.


В 1970 г. Нино Рота написал музыку к эпическому фильму С.Бондарчука «Ватерлоо». Но настоящей эпопеей композитора стала его работа в 1972г. с культовым режиссером Ф.Копполой над другим эпическим фильмом «Крестный отец». Так уж получилось, что визитной карточкой этого культового творения с ганстерскими кровавыми разборками стала нежнейшая мелодия песни Нино “Speak softly love/Говори нежно, любовь”.


И не так важно, что придирчивые организаторы премии «Оскар» сняли в последний момент эту мелодию из номинации в 1972 г. Они усмотрели сходство этой мелодии Нино Рота, называемой в музыкальной среде «Темой любви», с прозвучавшей ранее в другом муз.темпе в театральной комедии режиссера Э.де Филиппо в 1958г. Эта бесподобная мелодия итальянца все равно получила своего «Оскара» в сиквеле «Крестного отца-2»(1974). А теперь и навсегда рассматривается как неотъемлемый атрибут знаменитого фильма.

Кроме уже указанных в основном итальянских режиссеров Нино Рота успешно работал с таким классиком театра и кино, как Лукино Висконти, а также с театральными постановками де Филиппо и Дзеффирелли. Эксперты-музыковеды не рассматривали всерьез классический репертуар Н.Рота, включая камерные пьесы, несколько симфоний и 10 опер и даже 3 балета. Но это сторона творчества композитора осталась в тени его киномузыки. Н.Рота всегда рассматривался как основной автор киномузыки, а его саундтреки перекрыли все его остальные произведения.

Всего его музыка прозвучала в 115 фильмах, при чем в 9 к/ф уже после его смерти. В числе его наград кроме уже упомянутого «Оскара», имеются премии «Золотой глобус», «Серебряная лента», «Грэмми», британская BAFTA, итальянская «Давид ди Донателло». По жизни Нино Рота был стеснительным, замкнутым и молчаливо-задумчивым человеком. Он не был никогда женат, но имел внебрачную дочь Марину Рота от связи с пианисткой Магдой Лонгари.

Композитор Нино Рота оставался весь в музыке до последнего момента, он работал над музыкой для 18го фильма большого друга Ф.Феллини. И он скончался спустя всего полчаса после репетиции оркестра в Риме 10 апреля 1979 г. в результате сердечного приступа на 69м году жизни. Его дело продолжил племянник и дирижер Марчелло, ставший в 2004г. главным дирижером симфонического оркестра Праги. А так выглядит визитная карточка композитора Нино Рота, автора музыки к самым знаменитым фильмам в его карьере:


**

Традиционно привожу несколько известных мелодий авторства Нино Рота:

русскоезарубежьеиталияchaos-legionpskжизнь
41
481.938 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые