Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
4 года назад
русскоезарубежье

[Календарь меломана] Карл Мария Вебер

Статья @yurashka1312 для сообщества "Русское Зарубежье" @vp-zarubezhje.


Публикациями в этой рубрике я напоминаю вам о памятных датах и событиях в жизни наиболее известных персонажей из мира зарубежной музыки.

18 ноября у Карла Мария фон Вебера, известного немецкого композитора, дирижера и музыкального критика, исполняется 233 годовщина дня рождения.


**

Карл Мария Фридрих фон Вебер/ Carl Maria Fridrich von Weber родился в 1786 г. в германском маленьком городке Эйтине в семье пехотинца Франца Антона Вебера, женатого дважды и имевшего 10 детей, и матери-певицы. К моменту рождения Карла отец оставил военную службу и стал сначала капельмейстером, а потом антрепренером театра, и часто путешествовал по Германии с театром и вместе со всей семьей. Оба родителя с большим энтузиазмом приобщали детей к музыке, нанимая повсеместно лучших педагогов.

После смерти матери малыш Карл попал на воспитание к сестре отца в Мюнхен, где он и достиг первого успеха, когда в 10 лет сочинил его первое творение, а в 12 лет создал полноценную композицию «Сила любви и вина», но утраченное впоследствии. Затем последовала опера «Лесная поляна», а с переездом Карла в Зальцбург и обучением у маэстро М.Гайдна, брата композитора, он создает серию композиций и опер. А вскоре он отправляется вместе с отцом в концертный тур и быстро завоевывает популярность.

В 17 лет Карл оказывается в Вене и обучается основам теории музыки у лучших австрийских педагогов, а через год 18-летний Карл становится капельмейстером оперного театра Бреславля. Вскоре он перебрался в Прагу, где он проявил себя превосходным дирижером, а также проявил черты музыкального реформатора в части расположения музыкантов в оркестре. Он активно вмешался в регламент репетиций, чем вызвал бурю негодования музыкантов старой школы. Но Карл Вебер проявил решительность и отстоял его решение.

Служба Карла в Бреславле, а затем в Карлсруэ у герцога Вюртемберга, в Мангейме, Гейдельберге и Дармштадте вовлекла его в большие долги, а зарабатывать музыкой в этих провинциальных городах ему было сложно. И только перемещение во Франкфурт, сочинение и успешная постановка оперы «Сильвана» в местном театре позволили Карлу Веберу выправить его финансовое положение. Он успешно гастролировал до тех пор, пока он был приглашен руководить театром вновь в Праге. Но он не смог воспользоваться этой роскошной возможностью, именно в Праге в 1812 г. у него впервые проявился туберкулез легких, и с того времени болезнь только прогрессировала.

Работа в театре Праги в течение 5 лет окончательно сформировало вкус и стиль композитора Карла Вебера, что отразилось на качестве созданных им произведений в этот период. А в 1817 г. Карл возглавил оперный театр Дрездена в качестве его капельмейстера, и тут ему с его реформаторством прошлось столкнуться с жестким отпором со стороны музыкантов, воспитанных на итальянских оперных традициях. И Веберу тогда пришлось, преодолевая сопротивление придворных кругов, поменять практически всю труппу театра из числа молодых немецких актеров, чтобы успешно поставить ряд ярких спектаклей на сцене театра.

Именно дрезденский период творчества Карла Вебера стал для него периодом создания его самых лучших произведений, таких как оперы «Вольный стрелок», Трое Пинто», «Эврианта». Первая из названных опер стала реальным началом немецкой оперы вообще, а сам Карл Вебер стал национальным оперным гением. Постановка оперы «Эврианта» спустя 2 года в 1823 г. была принята публикой гораздо сдержанней, но она считалась яркой страницей в его творчестве.

А через 3 года Вебер написал свою последнюю оперу, как потом выяснилось, и он её создал из соображений прагматичности: чтобы заработать на ней и оставить семье средства у существованию. Он уже предчувствовал свой скорый уход и спешил с её постановкой. Премьеру этой оперы композитор посетил глубоко больным и изможденным от непрекращающихся приступов кашля с кровью. Карл Вебер скончался 5 июня 1826 г., не дожив до 40-летия немногим более 5 месяцев.

Его смерть, к сожалению, в столь молодом возрасте лишила музыкальный мир прекрасного творца романтической оперы, прародителя немецкой оперы новой волны и автора 9 опер за 26 лет творчества. В его творческом наследии 7 концертов для фортепьяно и оркестра, 6 сонат для фортепьяно и скрипки, серию сонат, полонезов, вариаций для фортепьяно, кларнета и фагота, большой концертный дуэт для кларнера и фортепьяно. Интересен факт особой востребованности музыки Карла Вебера в 18 кинофильмах и мульт-фильмах за 63 года с 1952 по 2015 гг.

В личной жизни Карла Вебера было много покоренных им женских сердец, все началось у него ещё в 18 лет в бреславльской опере. Но определяющей стала его встреча с Каролиной Брандт, исполнительницей главной партии в опере «Сильвана» во время его работы во Франкфурте, где и прошла их помолвка.

А вот свадьба прошла уже в Дрездене, и по отзывам современников женитьба сказалась на творчестве Вебера весьма положительно. Несмотря на смерть их первого ребенка в младенчестве и обострение болезни Карла, пребывавшего в глубокой депрессии, Каролина впоследствии родила ещё 4х детей, имена которых были выбраны созвучно именам родителей.

Ещё одним интересным фактом является близкое родство Карла Вебера и Вольфганга Моцарта, кузина Карла и племянница отца была женой великого Моцарта. В части особой талантливости Карла Вебера надо бы упомянуть, что если бы он не состоялся как музыкант, он вполне бы мог стать выдающимся живописцем, начиная с юности, он также мог бы стать превосходным литератором.

Надо также упомянуть, что Вебер отличался повышенной самовлюбленностью, выразившейся в его хитроумных статьях под псевдонимом в музыкальных журналах. Никто не мог тогда предположить, что Вебер сам себе создавал славу. И ещё одно – композитор был большим любителем животных, кошек, собак, обезьянок, множества певчих птиц и совсем непоющих простых ворон…

Традиционно привожу фрагменты наиболее известных произведений авторства Карла Вебера:






русскоезарубежьеpskмузыкаchaos-legionжизньгермания
19
836.639 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые