Почему в Польше снимают отличное кино?
Гениальному художественному фильму «Ва-банк» в этом году исполняется 36 лет. В 1981 году на польские экраны вышел дебютный проект неизвестного тогда молодого режиссера Юлиуша Махульского, в котором рассказывалось о непростой жизни варшавских уголовников в довоенной Польше. Выпускнику Лодзинской киношколы тогда было чуть за двадцать, после премьеры пана Юлиуша назвали «гениальным ребёнком», а фильм по полному праву оказался в списке шедевров мирового кинематографа.
Вообще налицо форменный парадокс, объяснить который я, эксперт с мировым именем в области кинематографа, не в состоянии. Если Польшу во всём цивилизованном мире воспринимают только как пародию на государство, а на поляков смотрят, мягко говоря, как на чудаков, то польские фильмы (не все, конечно) по своему уровню находятся на самой вершине киноискусства. «Знахарь», «Огнём и мечом», «Пан Володыёвский», «Сара» (в нашем прокате – «Охранник для дочери») – абсолютно не к чему придраться. Почему у поляков получается снимать гениальное кино, а, например, у норвежцев – нет, не знаю. Скорее всего, опять всё дело в национальной доминанте (см. труды Ивана Солоневича), но это тема для другого исследования.
Итак, что мне нравится в «Ва-банке». Прежде всего сценарий. Его написал сам режиссёр, учась на 2 курсе киношколы (!). Польша в 1930-е годы. Из тюрьмы выходит профессиональный медвежатник (взломщик сейфов, если кто не в курсе) по фамилии Квинто. Он узнаёт, что его лучшего друга убили по приказу его бывшего подельника, а ныне преуспевающего банкира Крамера. С помощью трёх друзей Квинто решает отомстить Крамеру. Он грабит его банк, причём грабит так элегантно, что за решёткой в качестве грабителя оказывается сам Крамер. Никакого мочилова, никакой чернухи, исключительно битва умов и характеров.
Отлично подобран актёрский состав. Пан Квинто – суровый молчаливый мужчина с огромной внутренней силой. Такого на понт не возьмёшь и за грош не купишь. Особая примета – хорошо играет на трубе. Прикол в том, что пана Квинто сыграл Ян Махульский – родной отец режиссёра фильма, до этого игравший исключительно положительных героев.
Пан Датчанин – ближайший друг и соратник Квинто, профессиональный взламыватель банковских сигнализаций (Витольд Пыркаш). Выглядит как сморщенная копия Жана-Поля Бельмондо в старости, но обладает таким огромным обаянием, что недостатки его внешности превращаются в достоинства. Когда Квинто находит Датчанина на футбольном матче и говорит ему «Тебя трудно найти, Датчанин», тот отвечает «Слишком многие ищут». Жизненное кредо – с возрастом падает потребность в деньгах и возрастает потребность на покой.
Мокс и Нута – два молодых брата-раздолбая (Яцек Хмельник и Кшиштоф Кершновский). До знакомства с Квинто промышляли налётами на ювелирные магазины. Показывали продавцу глушитель и спрашивали, нужно ли присоединять к нему пистолет. Мозгов мало, энергии много. Когда обсуждался план проникновения в банк, Мокс предложил вломиться туда среди белого дня, приставить к животам кассиров пистолеты и потребовать деньги. После такой идеи Датчанину оставалось только вздохнуть и промолвить: «Квинто, с кем мы связались?».
На эпизодические роли режиссер подобрал также исключительно талантливых актёров. Секретарь Ставицкий, комиссар Пшигода, вор Шпуня очень органично дополняют основных персонажей.
Мастерски сработал оператор. Крупные планы, расстановка актёров в кадре, игра света и тени – чувствуется рука профессионала. Фирменной фишкой фильма стал саундтрек – нехитрая музыка композитора Хенрика Кужняка «ми-до-до — до-соль-ми-ре-фа» сегодня звучит у многих владельцев «комурок» (так по-польски называется мобильный телефон).
Подумать только, уже двадцать пять лет прошло, а фильм по-прежнему смотрится на одном дыхании и с огромным интересом. Кто не смотрел – посмотреть в обязательном порядке. А то стыдно, граждане, не знать, что такое «ухо от селёдки».
Ми-до-до — до-соль-ми-ре-фа...