АСПЕКТЫ ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА
Причина падения Адама и Евы заключалась не в ИЗЛИШКЕ свободы воли, дарованной людям от Бога (как это иногда считается), а в НЕДОСТАТКЕ их силы воли или в их собственном свободном желании совершить греховное действие (в греховной направленности воли, более конкретно, в похотливом желании стать как боги), то есть желании, обусловленном греховностью их чувств и мыслей.
Данное желание, в свою очередь, является не смягчающим обстоятельством, а наоборот — отягчающим. И, в соответствии с этим, всеобщий Судья принял Свое праведное решение в отношении первого преступления, сделанного людьми. Ибо, «совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32: 4); «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда» (Иов. 34: 10-12); «Праведен Ты, Господи, и все дела Твои и все пути Твои — милость и истина, и судом истинным и правым судишь Ты вовек!» (Тов. 3: 2).
Произошедшее падение, очевидно, связано с ограниченностью естества прародителей, сердце, ум и воля которых поддались искушению. Однако указанная ограниченность не является причиной падения. Она является лишь одним из необходимых условий для возможности этого падения. «Стоило им (прародителям — П.Д.) только захотеть воспротивиться обольстителю и устоять в добре, и они бы устояли: все зависело от одной их воли, а сил достало с избытком» — говорит митр. Макарий (Булгаков).
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ФАКТИЧЕСКИ СОЗДАЛА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРВУЮ ШКАЛУ ЦЕННОСТЕЙ: СОБЛЮСТИ ЗАПОВЕДЬ БОЖИЮ ИЛИ СТАТЬ «КАК БОГИ, ЗНАЮЩИЕ ДОБРО И ЗЛО», ВОПРЕКИ ВОЛЕ БОЖЬЕЙ. Человек же, вместо стремления от образа к подобию, или от богообразия к богоуподоблению, устремился к ложной ценности (ложному сокровищу, ложной цели), что и привело его к погибели. При этом дьявол сделал путь погибели привлекательным для Евы, украсив его лживыми обещаниями. Ибо «диавол … был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).
Митр. Минский и Слуцкий Филарет пишет: «Будучи частью мира и одновременно Богом поставленным властелином мира, человек возжелал получить свою часть бытия и распоряжаться ею абсолютно самостоятельно — помимо Бога. Так человек отпал от Бога, и связь с Тем, Кто его создал, разорвалась... Будучи образом Божиим, человек самообожествил себя и оказался вне рая благобытия».
В. Н. Лосский говорит: «В чем же состоял первородный грех? Святые отцы различают несколько моментов в этом самоопределении свободной воли, разобщившей человека с Богом. Момент нравственный, а значит — и личный, заключается, по мнению всех отцов, в непослушании, в нарушении Божественного порядка. Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, он ответил бы на Божественное повеление полным самоотречением; он добровольно отказался бы не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, чтобы жить только Богом, чтобы устремляться только к единению с Ним. Божественная заповедь указывала воле человеческой путь, по которой ей надлежало следовать, чтобы достичь обόжения — путь отрешения от всего, что не есть Бог. Воля человеческая избрала путь противоположный; отделившись от Бога, она подчинилась власти дьявола. Св. Григорий Нисский и св. Максим Исповедник обращают особое внимание на физическую сторону греха: вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеческий ум обратился к миру; вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному».
При этом, если бы Адам и Ева, полностью признав СВОЮ ВИНУ в совершении греха, молили бы Всемилостивого Бога о прощении, то, возможно, Бог по Своему великому милосердию, видя это раскаяние, простил бы их. По мнению свт. Феофана Затворника: «Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорничали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты». Заметим, что св. Симеон Новый Богослов именно в таком отношении прародителей к своему грехопадению (когда человек, вместо раскаяния, пытался оправдать себя перед Богом) видит постепенное развитие греха (В. Н. Лосский).
«Запретный плод не прибавил человеку счастья; напротив, человек вдруг ощутил свою наготу: ему стало стыдно, и он пытается скрыться от Бога. Ощущение собственной наготы означает лишение той Божественной покрывающей светоносной одежды, которая защищала человека от “познания зла”. Жгучее чувство стыда за собственный срам - вот первое ощущение человека после того, как он совершил грех. Второе - желание скрыться от Бога, показывающее, что он утратил понятие о вездеприсутствии Божия и ищет какое-нибудь место, где нет Бога» (игум. Иларион (Алфеев).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОВЕРШИЛОСЬ ПЕРВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И В ЕГО ЖИЗНЬ, А ТАКЖЕ В ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР, ВОШЛИ ГРЕХ И ЗЛО. БЛИЖАЙШИМ РЕЗУЛЬТАТОМ ЭТОГО СТАЛО БРАТОУБИЙСТВО СРЕДИ ПЕРВЫХ РОЖДЕННЫХ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЕЙ, ИБО «ВОССТАЛ КАИН НА АВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И УБИЛ ЕГО» (БЫТ. 4: 8).