О ПУТЯХ К БОГУ
Среди многообразия путей, ведущих к Богу, можно выделить мистические и рациональные аспекты выбора этих путей. Примером мистического пути является известное событие, произошедшее с Савлом, который, в результате общения с Иисусом Христом внезапно превратился из яростного гонителя христиан в их ревностного защитника — первоверховного апостола Павла.
Другой пример: прп. Серафим Саровский, которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я — говорит прп. Серафим — словом Господа моего Иисуса Христа (о том, что): в доме Отца Моего обителей много (Ин. 14: 2). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, — только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал — сказать тебе невозможно… Ах, если бы ты знал, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы самая эта келия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости».
Что касается рационального аспекта на пути познания Бога, то следует отметить, что красота, гармония, причинность, целесообразность и мудрость мира свидетельствуют нам о его Творце и приводят нас к мыслям о Боге. Немецкий философ Иммануил Кант говорил: «Есть две вещи, которые меня поражают: звездное небо надо мной и нравственный закон (т. е. закон совести — П.Д.) во мне». И то, и другое, по мнению прот. А. Меня, является отражением Бога. В Библии сказано: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника… ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13: 1, 5).