СТРАСТИ: ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО
«Что ни сотворил Бог, все сотворил прекрасно и соразмерно. Если же мы произвольно увлекаемся чувственным и предаемся или ядению, или питию в превосходящем меру количестве, или сближению с женщинами, смотрению на них и беседе о них — чем воспламеняется и быстро распространяется в теле огонь похотения — то естественно кроткое движение в теле изменяем на свирепое и неукротимое этими прибавлениями к естеству по побуждениям воли своей (Исаак Сирин. Добротолюбие. Т. II, с. 738, 243). Очевидно, обе телесные страсти составляют “болезнь развращенной воли” (Николай (Могилевский), митр. Тайна души человеческой. Святоотеческое учение о борьбе со страстями. Гл. «Анализ человеческих страстей», разд. «Плотские страсти»).
Действительно, ведь даже и яд в малых количествах может стать лекарством, а чрезмерное употребление лекарств может сделать их ядом. Таким образом, данное вещество становится ядом или лекарством для человека не только по своей сущности, но и по употребленному количеству.
Подобное и в действиях человека: НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГРЕХОВНЫМИ, САМИ ПО СЕБЕ, ПРИНЯТИЕ ПИЩИ И СУПРУЖЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ В ЗАКОННОМ БРАКЕ. ГРЕХОВНЫМ ТО И ДРУГОЕ СТАНОВИТСЯ ОТ ЧРЕЗМЕРНОСТИ. ИНЫМИ СЛОВАМИ, ГРЕХОВНЫМИ ИХ ДЕЛАЕТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИМИ, А НЕ ИХ СУЩНОСТЬ.
Так, например, если процесс питания (не являющейся греховным сам по себе) превратить в самостоятельный и специальный источник получения удовольствия, то он уже становится грехом — чревоугодием. Известно, что в древнем Риме определенные категории граждан предавались неуемным пиршествам. Наевшись, они вызывали у себя рвоту для освобождения желудка и возможности пиршествовать далее.
Антоний Великий учит: «Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех — вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно».
Аналогично этому, если в контексте брака оставить только одно чувство сексуального удовлетворения, то тогда супружеская близость будет уже греховной.