Первая монография, посвященная истории Франкфуртской школы (1973). Обложка английского издания 1974 года.
Идейные источники
Основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство:
У Маркса 1818 - 1883
Взяты категория отчуждения, классовая борьба (где пролетариат больше не активная сила). Все противоречия капиталистического общества сводились к категории отчуждения. Отчуждение ведет не только к классовому антагонизму, но его содержанием является субстанциональное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер. История капиталистического общества понималась как фатально необходимый процесс прогрессирующего сумасшествия разума. Идея конца истории.
У Фрейда 1856 - 1939
Взята идея человека: структура личности и бессознательное. Через фрейдизм — исходя из принципа удовольствия — удовлетворяются все инстинкты, что приводит к контролю над личностью. В борьбе с природой и социальной средой человек подавляет инстинкты, руководствуясь принципом реальности, изменяет их. То есть принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что подчиняет человека обществу.
У Гегеля 1770 - 1831
Взята диалектика. Ей заменяется диалектический материализм. Взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал её Адорно).
У Лукача 1885 - 1971
Взята идея того, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена + идея овеществления (о возрастании формальной рациональности).
У Вебера 1864 - 1920
Взято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического общества.
У Канта 1724 - 1804
Подчеркнуты идеи критики традиционного мышления.
Методологические принципы
- Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов в Дюркгеймовском (Эмиль Дюркгейм 1857 - 1917) смысле.
- Непоколебимая приверженность гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
- Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.