Власть, литература и все
В наше неспокойное время с каждым днем все острее встает вопрос отношений гражданина с властью, государственными институтами, политическими и общественными силами и течениями, в общем, со всем тем, что называется политикой. И если отношения обычного гражданина с политикой часто незаметны, то точка зрения писателя всегда на виду. Писатель, касающийся политики, и писатель, старательно обходящий ее, транслируют две совершенно разные картины мира.
Q: может ли современный писатель существовать вне политики?
A: может, если занимается жанровой беллетристикой. Например, фэнтези.
Примеров тому достаточно. Тогда следом вопрос номер два:
Q: а может ли писатель существовать вне политики, если описывает современную жизнь и действительность?
A: может, если намеренно ее, политики, избегает.
Автор, избегающий политики, пишет об общечеловеческих, нравственных и бытовых темах и старается не лезть в политику. Да, это зачастую непросто, но со временем формируется нужный навык.
Некоторый процент авторов считают, что могут писать что угодно. В том числе, и высказывать соображения по поводу устройства общественной системы, государственного строя, юстиции, законодательства и всего остального.
Кто-то делает это прямолинейно, другие исподволь, используя аналогии. («1984» Оруэлла, «Generation П» Пелевин).
Q: Все ли писатели должны касаться политики?
A: Нет.
Почему? Да потому просто, что не всем это интересно. Жизнь не сошлась клином на отношениях человека и государства. Есть и внутренние глубины, природа и путешествия, в конце концов, таинство отношений между людьми. Писатель должен быть голосом своего времени, но звучать голоса должны о разном.
Q: Должна ли литература существовать полностью вне политики?
A: Нет. Обязательно должны быть авторы, не боящиеся затронуть общественные и политические проблемы.