Психоанализ интерьера
Эта книга посвящена описанию реально существующего языка — языка интерьеров, и тому, как люди с его помощью общаются друг с другом. Из чего складывается этот язык и как научиться понимать его «без словаря»?
Все дело в том, что люди создают, обустраивают, украшают свое жилище, исходя из своих представлений и знаний о том, как должно быть организовано жилое пространство. Эти представления не всегда осознаются самим человеком. Проще говоря, далеко не каждый может объяснить, почему он выбрал обои именно такого цвета, или что его заставило поставить обеденный стол именно на это место. В действительности любое действие, производимое человеком в своем доме, имеет конкретную психологическую подоплеку. И на вопрос «откуда чему взяться в интерьере?» есть только один ответ — из нашей психики! Наши представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», что такое пошлость и что такое красота, материализуются в обстановке наших домов.
Помочь читателю научиться понимать язык предметов, дать новую точку зрения на многие обыденные поступки и действия — вот главная цель автора этой книги.
Итак, расположение предметов в пространстве и их особенности символизируют психические процессы, происходящие в человеке. Другими словами, то, что происходит в нашей душе, находит воплощение в предметной атмосфере, в которой мы живем. Простой пример: иногда вещь мешает нам перемещаться по комнате, а мы ходим вокруг нее, словно боясь к ней прикоснуться, убрать или переставить в другое место. А иногда мы подолгу держим в руках предмет, пытаясь найти ему подходящее место в своей квартире. А откуда вообще берется представление о «подходящем месте»? Как мы определяем оптимальное расположение вещи? Можно сказать, что мы делаем это на основании своего чувства пространства, а также согласуясь с принципами рациональности, которым подчинено устройство нашего жилища. Каждый квадратный сантиметр жилья так или иначе учтен нами и «поделен» между членами семьи.
Но если все устроено так разумно, почему же тогда в наших квартирах встречаются разного рода нелепицы? Один мой знакомый держал в квартире мотоцикл, так как у него не было гаража, и он, насладившись ездой с ветерком по дорогам Подмосковья, затаскивал своего «железного коня» в квартиру. Почему-то наш байкер никогда не задумывался, что это мешает остальным членам его семьи.
Чем объясняются подобные казусы? Почему люди так сильно зависят от вещей, подчас не имеющих практического значения и приносящих больше хлопот, чем удовольствия и пользы? Попробуем в этом разобраться.
Мы стремимся насытить пространство разными вещами, расставить их таким образом, чтобы сделать помещение удобным и функциональным.
Предметы, составляющие обстановку дома, выполняют определенные функции, но нередки случаи, когда вещи используются не по своему прямому назначению. А многие вещи изначально задуманы как универсальные.
Интерьерные вещи, как правило, специально приобретаются для удовлетворения бытовых нужд и потребностей. Некоторые из них имеют бесспорное практическое значение для повседневной жизни человека — это шкафы, кровати, столы, стулья и прочая мебель, посуда. А иногда в качестве деталей интерьера выступают странные, на первый взгляд, предметы. Это может быть норковая шуба, вывешенная летом в прихожей, или вышеупомянутый мотоцикл. Их наличие в данное время в данном месте вызывает справедливый вопрос: зачем? Думаю, что, прочитав эту книгу, вы научитесь давать на него ответы, которые помогут вам лучше понять себя и своих близких.
К слову сказать, любая хозяйка считает расположение предметов в своей квартире оптимальным, и готова до последнего отстаивать правильность своей точки зрения — с этим мне не раз приходилось сталкиваться в моей практике. Любое замечание, сделанное подругой, ведет к спору или к обиде. О чем это говорит? Да о том, что пустяковые, на первый взгляд, детали интерьера задевают тесно связаны с важными особенностями нашей психики.
В нашем быту все кажется простым и понятным, но на самом деле в этой обыденности внимательный наблюдатель может разглядеть предпосылки многих кризисных ситуаций. А, как известно, «кто предупрежден, тот вооружен»: любую проблему легче решить на начальной стадии ее формирования, а не тогда, когда все уже запутано и запущено до крайности. Вот такую наблюдательность мы с вами и постараемся развить.
В качестве примера, впрочем, очень конкретного и реального, хотелось бы рассмотреть комнатные растения. Пожалуй, именно они в наиболее полной мере отражают особенности жизни семьи в данном пространстве. Как правило, цветы ставят на подоконники, шкафы или на пол. Очень редко для цветка освобождается центральное, специальное место в пространстве помещения. Если же это так, то растение, очевидно, символизирует власть истинного хозяина ситуации и говорит о присутствии нарциссичной личности, которой окружающие постоянно уделяют особое внимание и которую окружают заботой.
Больные цветы символизируют болезнь кого-то из членов семейства. Изначально они находятся или в глубине помещения, там, где мало света и где им уделяется недостаточно внимания. Но если заболевший получает от близких внимание и тепло, то цветок сразу перемещается на нормально освещенное место, где автоматически получает большее внимание. А вот когда семейные отношения далеки от идеала, и болезнь одного члена семьи оставляет других равнодушными, то и цветок не получит нового места под солнцем. Он будет хиреть и увядать.
Человек формирует среду своего обитания по образу и подобию своего психического мира, частично вынося наружу конфликты, вытесненные в бессознательное. Так, если в младенчестве ребенка слишком рано изолировали от матери, то в интерьере непременно будет некий символ, представляющий эту несправедливость. Если мать слишком плотно опекала ребенка, то в помещении, где он будет жить уже взрослым, практически не будет свободного места. Если отец по каким-то причинам не принимал активного участия в воспитании ребенка, то в спальне будет находиться письменный стол, символизирующий занятость отца.
Порой семейная система, созданная человеком, становится как бы зеркальным отражением того, что происходило в его жизни до брака. Он будет стремиться компенсировать детские разочарования и обиды, но в этом случае его собственная семья не будет нормально развиваться — на основе вытеснение и обезличивание детских переживаний сложно создать нечто гармоничное.
Завершая вводную часть своего повествования, хочу обратить внимание читателей на то, что традиция исследования характера человека на основе анализа среды его обитания, существует не только в науке, но и в художественной литературе. Так, великий знаток человеческих душ Ф. М. Достоевский виртуозно использовал этот прием, раскрывая мотивацию своих героев. Описанием их жилищ он нередко дополнял психологические портреты. Таким образом он создавал наиболее «объемный» образ своего персонажа. Позволю себе привести показательный в этом смысле отрывок из романа «Идиот», в котором описывается дом Семена Рогожина.
Подходя к перекрестку Гороховой и Садовой, он (князь Мышкин) сам удивился своему необыкновенному волнению; он и не ожидал, что у него с такою болью будет биться сердце. Один дом, вероятно, по своей особенной физиономии, еще издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: «Это наверно тот самый дом». С необыкновенным любопытством подходил он проверить свою догадку; он чувствовал, что ему почему-то будет особенно неприятно, если он угадал. Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. Большею частью внизу меняльная лавка. Скопец, заседающий в лавке, нанимает вверху. И снаружи, и внутри, как-то негостеприимно и сухо, все как будто скрывается и таится, а почему так кажется по одной физиономии дома, — было бы трудно объяснить. Архитектурные сочетания линий имеют, конечно, свою тайну. В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина».
Перестав колебаться, он отворил стеклянную дверь, которая шумно за ним захлопнулась, и стал всходить по парадной лестнице во второй этаж. Лестница была темная, каменная, грубого устройства, а стены ее окрашены красною краской. Он знал, что Рогожин с матерью и братом занимает весь второй этаж этого скучного дома. Отворивший князю человек провел его без доклада и вел долго; проходили они и одну парадную залу, которой стены были «под мрамор», со штучным, дубовым полом и с мебелью двадцатых годов, грубою и тяжеловесною, проходили и какие-то маленькие клетушки, делая крючки и зигзаги, поднимаясь на две, на три ступени и на столько же спускаясь вниз, и наконец постучались в одну дверь.
Я твердо уверен в том, что мы подлинно узнаем человека, только побывав у него дома. Характер любого из нас непосредственно влияет на условия нашей жизни, и если хотите, наоборот, среда обитания во многом определяет наш характер. Предлагаю уважаемым читателям научиться извлекать пользу из знания и понимания этих закономерностей!