Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
chaos.legion
6 лет назад

CCCLXX. Арт-гиннунгагап. Танец смерти сквозь века

Туманное холодное утро держало серые улицы в ожидании малейшего проблеска солнечного света. Продрогший до костей Хранитель, уткнувшись носом в шарф, спешил в свою мастерскую от очередной девицы. Слегка пошатываясь, то ли от усталости и окоченения ног, то ли от остатков опиумного безумия. Тяжелые веки не давали оторваться его взгляду от земли.

Так Хранитель брёл, пока внезапно не столкнулся с бродягой. Это была худая истощённая женщина в рваных лохмотьях. От толчка бедняжка чуть не упала, но Хранитель успел ухватить её за рукав и подтянуть к себе. От неожиданности и бессилия женщина потеряла сознание и ему ничего не оставалось, как принести её к себе и отогреть.

Уже дома, скинув лохмотья и положив хрупкое тело греться у камина, Хранитель почувствовал жар. Бедняжку била лихорадка и было видно, что смерть уже ухватилась за её тонкую шею...


К XV веку в средневековой живописи и литературе всё чаще стал появляться зловещий, пугающий, но оттого не менее волнующий сюжет, известный сегодня как «танец смерти» или «пляска смерти». Это была своего рода аллегория всепоглощающей силы смерти, перед которой равны все люди, вне зависимости от их социального ранга. Текущее положение в обществе теряло всякое значение, ибо каждый — от папы и императора до последнего нищего, с трудом волочащего ноги вдоль городских стен и вынужденного просить милостыню — в конечном итоге встретится с костлявой старухой с косой.


reference link
©

Живой интерес средневекового человека к этой теме отчасти был вызван вспышками Черной смерти, пришедшей в Западную Европу в XIII-XIV вв. Немалое влияние оказала популяризация идеи о возможности существования загробной жизни, которая на определенном этапе переросла в настоящую одержимость. Скелеты и трупы, обтянутые остатками обезображенной плоти, изображались на одном холсте рядом с живыми людьми различных социальных классов, что служило напоминанием о неизбежности судьбы.


reference link
Питер Брейгель Старший «Триумф смерти» (1562)
Иллюстрация «Черной смерти», изображающая панораму выжженной бесплодной земли, где армия скелетов сеет ужас, хаос и смерть.

Одной из наиболее ранних и известных работ на этот сюжет является фриз немецкого художника Бернта Нотке «Любекская пляска смерти», созданный около 1463 г. для украшения церкви Святой Марии в Любеке. Считается, что именно чума, обрушившаяся незадолго до этого на город, послужила источником вдохновения художника.

Фриз, разрушенный во время бомбардировки Любека в ходе Второй мировой, изображал 24 фигуры, каждая из которых представляла конкретный социальный слой: император с императрицей, епископ, герцог, рыцарь, купец, монах, крестьянин и другие. Сопровождаемые самой смертью, герои фриза описывали прихожанам историю своей гибели.


reference link
Таллиннская «Пляска смерти»
Возможно, фрагмент «Любекской пляски смерти», уничтоженной в 1942 г.

Несмотря на то, что увлечение темой смерти достигло своего апогея в период позднего средневековья, её образы остаются в работах художников последующих веков. Так, существует целый ряд картин, созданных в период с XV по XX вв., которые до сих пор вызывают острый интерес искусствоведов.

Примечательно, что первые иллюстрации представлений людей о том, что происходит с телом после смерти, возникли в Северной Европе лишь в конце XIV века. Это были транзискульптурные надгробия, выполненные в виде полуразложившегося трупа, часто облаченного в саван и покрытого жабами, змеями и другими гадами. Транзи, вероятно, исполняли функцию memento mori, т.е. напоминали ещё живущим о неизбежности смерти.


reference link
«L'Homme à moulons» («Человек с червями»)
Так выглядели традиционные средневековые транзи.

Memento mori — известное латинское выражение, которое служит человечеству предостережением о быстротечности бытия. Считается, что впервые оно появилось еще в древнем Риме, чтобы напоминать военным о важности сохранять скромность и умеренность, поскольку даже несмотря на триумфальные победы, все они по-прежнему остаются смертными, а значит, расплата за некогда совершенные прегрешения рано или поздно настигнет каждого.

Существует и ещё одно выражение — carpe diem — «лови момент». Оба они, обладая несколько различными смыслами — первое призывает к смиренному, кроткому существованию, второе, наоборот, прославляет неудержимую, бьющую через край жизнь — всё же имеют схожие истоки и цели. В их основе — острый интерес человечества к тайне смерти, порожденный религиозностью мировоззрения и верой, в том числе и в загробную жизнь.


reference link
Филипп де Шампань
Натюрморт в жанре vanitas — Жизнь (тюльпан), Смерть (череп) и Время (песочные часы) — три символа бренности бытия.

Вне всякого сомнения, ошметки кожи, черви и прочие «прелести» выглядят не самым приятным, гротескно-комическим образом, но в этом их особый темный юмор. Более поздние работы, как серия «Пляски смерти» флорентийца Стефано делла Белла, изображают смерть в более серьезной и мрачной манере. В них смерть предстаёт в образе человека, который без предупреждения вторгается в жизнь, прерывая все её радости и переживания.


reference link
Стефано делла Белла «Смерть, бьющая в барабан» (1653)

К XIX веку художники в основном начали использовать образ смерти для выражения собственного мнения о текущих политических, социальных и культурных событиях. Как пример, можно рассмотреть гравюру немецкого графика Альфреда Ретеля «Смерть — враг» (1846 г.).

В основе сюжета — вспышка чумы во Франции в 1720-1722 гг., вошедшая в историю как «Марсельская чума». Смерть предстает перед зрителем в виде скелета, облаченного в монашескую рясу. Он грациозно и ритмично ступает между пораженных тел, наигрывая лишь ему известную мелодию на «скрипке» из человеческих костей.


reference link
Альфред Ретель «Смерть — враг» (1846)

Мотив танца смерти не ограничивался лишь живописью. Книги, ювелирные украшения, статуи — всё это были способы, которые мастера эпохи Ренессанса использовали, дабы донести до широкой аудитории идею о всеобщем равенстве перед смертью. В это время появляются внушительные сборники средневековых литографий. В них включены работы таких выдающихся художников, как Ганс Гольбейн Младший. Его интерпретация мотива смерти в повседневной жизни людей уже после первых работ становится эталонной.

Сам художник жил во времена Реформации и Крестьянских войн в Германии, что оказало несомненное влияние на формирование его мировоззрения, нашедшего выражение именно в литографии. Его гуманистические убеждения отражены в цикле «Танец смерти», включающем 54 гравюры, в каждой из которых смерть олицетворяет собой правосудие, обличает алчность и честолюбие.


reference link
Ганс Гольбейн Младший «Пляска смерти» (1524-1526)
Серия представляет собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны.

С наступлением XX, а затем и XXI вв. интерес к «пляскам» не утих. В 1964 г. Pratt Graphic Art Center опубликовал цикл Posada's Dance of Deat, в который включены иллюстрации американского гравера Фрица Айхенберга и мексиканского иллюстратора Хосе Гваделупа Посада.


reference link
Хосе Гваделупа Посада «Скелеты Дон Кихота» (1910-1913)

Но мотив смерти находит отражение не только в иллюстрированных изданиях. В 1849 г., один из величайших пианистов столетия Франц Лист, вдохновившись фреской Орканьи в церкви Санта-Кроче, создает свою «Пляску смерти».

Чуть позже, в 1874 г., французский композитор Камиль Сен-Санс пишет симфоническую поэму с тем же названием. Популярная британская хеви-метал группа Iron Maiden в 2003 г. выпустила целый альбом, посвященный теме смерти.

Не стоит забывать и о современной литературе. Признанный «король ужасов» Стивен Кинг провел целое исследование жанра на основе прочитанных им лекций «Особенности литературы о сверхъестественном». В нем он выделяет основные особенности жанра ужасов в литературе, кино и телевидении, а также рассказывает свою историю знакомства с ним.

Упомяну также не менее известные среди книголюбов фамилии Джеймса Герберта, Дина Кунца, Питера Страуба.


reference link
Стефано делла Белла «Смерть, уносящая ребенка» (1648)

Мотив смерти в искусстве обширен и привлекателен. В многочисленных хитросплетениях сюжета, неразрешённых загадках и противоречиях существующих работ заключается завораживающая сложность. Тем, кто желает углубиться в изучение этих тайн и приблизиться к их разгадке, стоит обратить внимание, прежде всего на великолепные иллюстрации Гольбейна. Именно они могут стать хорошим началом для дальнейшего исследования.


reference link
Луис Джименез «Baile con la talaca» (1984)


Хранитель изо всех сил пытался перехватить из костлявых лап жизнь молодой женщины. Борьба длилась часами, которые казались ему растянутыми до невозможности. Но в итоге смерть заграбастала в свои объятия жизнь бедняжки.

Разочарованный своей беспомощностью перед ликом костлявой, полный скорби и обречённости Хранитель выплеснул на холст этот эмоциональный танец со смертью.

Автор: @freshbrain


Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

33
335.757 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые