Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
chaos.legion
6 лет назад

CCCIX. Арт-гиннунгагап. Апокалипсис и постапокалипсис в искусстве

Чёрная дымка тлеющих зданий, битые стёкла, развалины, душераздирающие крики раненых людей и животных. Такие монохромные картины с проблесками пламени виделись Хранителю во время адской ломки. Бывало, эти апокалиптические картины он переносил на холст и прятал в удалённые уголки своей тайной галереи. И даже когда он приводил особых гостей в своё хранилище, то эти картины всё равно оставались скрыты от редких посетителей.

Наполненные мраком, болью и страданиями ужасающие пейзажи погружали каждого увидевшего их в эти эмоции. Это было опасно. Тонкие нити жути пронизывали сознание, как взгляд Медузы.

Хранитель помнил, что случилось с первой жертвой, случайно заглянувшей на ещё не завершённый холст. Она сошла с ума. И будто озвучила своим воплем все страдания перенесённые им во время ломки.


Мир искусства подчас черпает вдохновение из самых невероятных источников. Так, изучая страницы истории мирового искусства, невозможно не поразиться огромному числу работ, посвященных изучению апокалиптических и постапокалиптических тем. Причём это относится ко всем цивилизациям — не только европейское искусство тяготело к подобным «темным» темам.

Художники разных стран и эпох создавали поистине ужасающие и холодящие кровь картины, в которых детально изображали всё, что волновало их: от религиозных сюжетов до страшных сцен средневековых эпидемий чумы и холеры…

Для примера рассмотрим последний сюжет чуть подробнее. Как известно, в середине XIV века на Западную Европу обрушилась страшная эпидемия, вошедшая в историю человечества под названием «Чёрная смерть». Она уничтожила значительную часть европейского населения, унесла сотни тысяч жизней. Это бедствие происходило на фоне не менее разрушительных событий: войн, голода, других эпидемий. Всё это привело к тому, что среди выживших после морового поветрия людей стало быстро распространяться предчувствие скорой и неизбежной гибели цивилизации.

Триумф смерти. Питер Брейгель Старший. 1562 г.


©

Полагаю, всем понятно, что в XIV веке профилактическим процедурам и грамотному лечению уделялось, скажем так, не очень много внимания. Эпидемии распространялись стремительно и беспрепятственно. Люди, в особенности верующие, видели в них наказание, кару Божью за людские прегрешения.

Если говорить о коммуникативных и социально-психологических последствиях, то в этот период возникла тяга к загробным сюжетам, гротеску, что привело к созданию иконографии на темы триумфа Смерти (которую стали чуть ли не очеловечивать), рандеву трех живых и трех мертвых, пляски Смерти. Это, в свою очередь, вызвало волну искупительного движения и самоистязаний. Появились флагелланты — люди, которые проповедовали жесточайшую аскезу и практиковали самобичевание как главный способ искупления грехов.

Площадь Меркателло в Неаполе во время чумы 1656 г. Микко Спадаро. 1656.


©

Обратите внимание на страшные подробности происходящего. Вся площадь представляет собой картину смерти и умирания. Нет абсолютно никакой надежды на спасение. Трупы несут на плечах, выгружают из телег и сваливают прямо в центре города, после чего начинается массовое сожжение зараженных тел. На первом плане изображен маленький ребенок, который приложился к груди уже умершей матери — подробность, отражающая ужасающую реальность того времени.

В последние два десятилетия мы вновь наблюдаем значительный рост интереса художников к темам апокалипсиса и постапокалипсиса. И это не просто модная тенденция, мейнстрим, в который общество любит возводить отдельных деятелей искусства и их творения. Часто (не всегда, однако) эти работы несут гораздо больший смысл — тот, что действительно достоен внимания и обсуждения.

Уроженец Лондона Стив Макги — талантливый графический дизайнер и цифровой художник, в чьих работах отражены антиутопические сцены гибели цивилизации вследствие разрушительной человеческой деятельности.


©

Темы апокалипсиса и постапокалипсиса встречаются не только в изобразительном искусстве. Они встречаются в литературе и музыке, причем иногда приобретают совершенно немыслимые формы.

Здесь стоит также отметить, что искусство современности, обращенное в сторону этих тем, претерпело значительные изменения по сравнению с прошлым. Объясняется это тем, что в обществе теперь распространены иные видения и ожидания в отношении будущего. И это новое, «свежее» искусство представляется не менее интересным и завораживающим.


©

Итальянский художник Маттео Массагранде известен картинами, изображающими заброшенные внутренние интерьеры помещений. Благодаря тому, что в своих работах он стремится максимально четко прорисовывать детали и уделять внимание даже мельчайшим подробностям, все они наполнены атмосферой одиночества и меланхолии. И кто знает, возможно именно так и будет выглядеть постапокалиптическая повседневность?

Сегодня художники, вдохновленные темами апокалипсиса и постапокалипсиса, в большинстве своем свободны от каких-либо религиозных доктрин и светских идеологий. В свои работы они закладывают совершенно иной смысл.

Вспомним ещё раз Средневековье. Типичным концом, ожидающим грешное человечество, были страшные нескончаемые мучения, с которыми каждый встретится, вероятнее всего, на одном из кругов, описанными Данте ещё в начале XIV века.

Ад. Сандро Боттичелли. 1480.

©

Современный художники, напротив, предлагают более разнообразные варианты гибели цивилизации. Более того, несмотря на то, что темы эти по-прежнему окружены ореолом ужаса и трагичности, появляются и новые представления о том, что не обязательно все мы прямиком отправимся в ад. Возможно, появятся какие-то иные, непривычные, даже в какой-то степени извращенные формы рая. (Очевидно, что человечество слишком грешно и в Эдем нам не попасть).

Нынешнее отношение к апокалипсису и постапокалипсису, не только в искусстве, но и вообще, мне представляются своеобразной формой эскапизма. Многие страстно желают чего-то... Чего-то утопического. Чего-то до ужаса позитивного. Чего-то, что отлично от привычных разрушительных сценариев, вводящих в депрессию. Эти две темы в теперешней их новой интерпретации стали «спасением» от стремительно развивающейся информационной эпохи. Они дают возможность разыграться воображению, пофантазировать, создать свой собственный относительно светлый мирок, в котором можно ненадолго укрыться от недружелюбной действительности.

Кадр из компьютерной игры Fallout 3, действие которой происходит в мире, постепенно возрождающемся после ядерной войны 2077 года.

©

На самом деле, рассмотреть эту тему лишь в одном посте — задача очень и очень непростая, поэтому я надеюсь вернуться к ней совсем скоро и поговорить об отдельных её аспектах.

В завершение подчеркну, что искусство не стоит на месте. Оно развивается. Усложняется. Оно стремится отражать реальность. Теперь это не просто противостояние хорошего и плохого. Добра и зла. Рая и ада. На место демонов пришло ядерное оружие. Антигерои ломают устоявшиеся традиции. Границы чёрного и белого более не существуют. К чему это приведет и как отразится в современном контексте искусства — вопрос весьма дискуссионный.


С тех пор Хранителю приходилось выплёскивать свои муки с помощью пальцев и красок, а затем прятать улики. Сжечь свои жуткие творения он хотел много раз, но так и не смог с ними расстаться. Ведь эти апокалиптические катастрофы были частью его внутреннего мира — отражением первобытного хаоса его творчества. И где-то в глубине души, Хранитель надеялся, что найдётся тот сильный человек, который сможет оценить, проникнуться и сродниться с его миром.

Автор: @freshbrain


Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.


Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

3
287.141 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые