Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
chaos.legion
6 лет назад

CLXXXV. Искусственный отбор. Поедатели детей в мировой живописи


Жизнь в вечернем порту затихала, привычные днем суета, шум и гам сходили на нет. Только крики неугомонных чаек разрезали предзакатный воздух… Девушку у доков вряд ли кто-то мог заметить, несмотря на то, что миниатюрная фигурка никак не вписывалась в местный пейзаж.

Искательница с энтузиазмом взялась за замок на сундуке. Ей не терпелось узнать, что на этот раз попало в ее руки. Но сундук просто так не пожелал раскрывать свои секреты. Его пришлось взломать, ну что же, для нее это не впервой. Солнце червонным золотом отражалось в ее волосах, откинув с лица выбившуюся прядь, она сильнее нажала на лом, крышка сундука поддалась и открылась.

На самом дне в ворохе свитков и бумаг Искательница нащупала, что-то твердое — кости человеческой руки — неожиданная находка, ну что же, ей придется разобраться и с этим. За спиной мелькнула тень, сознание едва ли успело отметить чье-то присутствие… в глазах потемнело и она погрузилась в пустоту….


«Настю подали на стол к семи часам. Ее встретили с восторгом легкого опьянения.
Золотисто-коричневая, она лежала на овальном блюде, держа себя за ноги с почерневшими ногтями. Бутоны белых роз окружали ее, дольки лимона покрывали грудь, колени и плечи, на лбу, сосках и лобке невинно белели речные лилии.
– А это моя дочь! — встал с бокалом Саблин. — Рекомендую, господа!
»

© В.Сорокин «Пир»

В современной литературе описание каннибализма в большей степени свойственно нонконформистам, конечно, если в повествовании речь идет не о жизни и культуре питания диких племен. Зато в античной мифологии людей поедали направо и налево. А вслед за мифами сюжеты с антропофагией перебрались на полотна живописцев.

Пир Терея


© Питер Пауль Рубенс «Терей, Прокна и Филомела»

В основу сюжета картины Питера Рубенса «Терей, Прокна и Филомела» легла одна из легенд, записанных Овидием. Полотно имеет внушительный размер — 195 x 267 см. Женщины одетые, как вакханки, преподносят голову царю. Очень эмоциональные образы. Хочется знать, что этому предшествовало?

Терей был фракийским царем, так уж сложилась ситуация, что он помог царю Афин справиться с нападками варваров, а в благодарность получил в жены его старшую дочь — Прокну. Увез красавицу в свой город и там они какое-то время жили. Пока прокна не затосковала по родне, и попросила мужа привезти к ним в гости свою сестру Филомелу.


© Вильям Адольф Бугро «Прокна и Филомела»

У французского живописца Вильяма Бугро Прокна и Филомела выглядят иначе, чем у Рубенса. Умиротворенные, я бы сказала, вдохновленные женщины. Не ожидаешь от таких ни подлости, ни коварства. Но нельзя забывать про культ греческих женщин — менадизм. Когда для поклонения Дионису вполне мирные и адекватные женщины устраивали не только пьяные оргии, но и кровавые побоища были не редкостью.

Терей супруге отказать не мог и отправился в Афины, там правдами и неправдами уговорил афинского царя отпустить младшенькую погостить. И ничего не предвещало бы беды не будь Филомела еще большей красавица, чем сестра, а Терей поменьше охоч до женского тела. Греки вообще моральными узами не особо ограничивались.

По дороге в Фракию Терей изнасиловал свояченицу, а чтобы она не рассказала никому о происшествии — отрезал ей язык. Ясное дело, после всего этого привезти ее домой не мог, а супруге своей Прокне сказал, что несчастная не перенесла тягостей пути.


(с) Гравюра «Терей насилует Филомелу»

Для того, чтобы вы могли себе представить насколько Терей был влюблен в Филомелу и хотел нею обладать, можно добавить, что он практически рыдал, уговаривая афинского царя отпустить дочь. Не думаю, что такое проявление эмоций было из-за желания угодить законной супруге.

Прокна безудержно горевала, но вскоре получила весточку от сестры. В праздник, посвященный Дионису, воспользовалась всеобщей путаницей, отправилась искать Филомелу, а после того, как нашла — сестры решили отомстить Терею.

Наверное, нет ничего хуже для правителя, чем потерять своего первенца и наследника — Прокна убила своего сына. При этом Овидий в своих «Метаморфозах» пишет, что мальчик умолял мать не делать этого, но тщетно. Этого для мести оказалось мало, поэтому женщины разделали тело, из части приготовили жаркое, а остальное обжарили на вертеле.


© Гравюра «Пир Терея»

Под предлогом какого-то особого обряда Прокна все это скормила единолично Терею. А когда он вспомнил про сына и попросил его позвать Филомела вынесла его голову к столу. Фракийский царь пришел в бешенство, проклиная их, схватился за меч, чтобы расправиться с обеими. Но не смог догнать сестер — одна превратилась в ласточку, другая — в соловья, а сам Терей — в удода.

Легенда о Прокне и Филомеле пересказана несколькими античными лириками, есть версии, которые отличаются от озвученных Овидием. Например, по одной из них, Терей знал, что его сына убьют. Оракул предсказал, что наследник будет убит кем-то из родственников. Чтобы предотвратить это царь Фракии убивает собственного брата, потому как больше претендентов в убийцы он предположить не мог. А теперь представьте его гнев и злость, когда он осознал по чьей вине лишился сразу двух родных людей.

К сюжету этого мифа прибегал не только Рубенс. Артемизия Джентилески тоже отразила его в одной из своих картин.


© Артемизия Джентилески «Прокна и Филомела»

Художница, одна из последовательниц Караваджо, вообще любила использовать в своих картинах сцены женской жестокости: женщины убивают мужчин, одерживают верх над мужчинами-деспотами и т.д. Истоки таких стремлений можно найти в ее биографии: в юности ее изнасиловали. Нельзя сказать, что она была великой художницей своего времени (1593-1653гг), однако то, что ее приняли в Академию рисунка во Флоренции, говорит о значимости ее таланта. Ну, а наши современницы сделали ее практически светочем зарождающегося феминизма.

Кронос, пожирающий детей

Миф о Кроносе более известен широкой публике. Как-никак, а верховное божество, вдобавок кинематограф и компьютерные игры внесли свою лепту в популяризацию.


© Франциско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына»

Картина Франциско Гойи — одно из самых известных изображений Сатурна. Хотя, если уж придираться к мелочам, это репродукция, которую написал Сальвадор Кубельс. Все потому, что Гойя изобразил сюжет мифа на стенах своего дома. Все, наверное, слышали про «Дом глухого». Примечательно, что фреска украшала стены столовой. Аппетитный сюжет, ничего не скажешь.

Кронос после свержения своего отца — Урана, стал верховным богом. Для того, чтобы не повторить участь своего родителя, он проглатывал детей, которых ему рожала Рея. В какой-то момент супруге надоело смиряться с уничтожением своего потомства. После рождения Зевса она решила спрятать его на острове Крит, а жестокому мужу подала вместо ребенка камень, который тот проглотил даже не заметив разницы.


© Питер Рубенс «Сатурн»

Не исключено, что Гойя взял за основу картину Рубенса — она написана почти на 200 лет раньше, хотя и не так известна. Из примечательного можно отметить три звезды вверху картины — это и есть Сатурн, который был описан Галилеем, как планета с двумя звездами. Просто телескопы того времени не давали возможности рассмотреть кольца вокруг планеты.

После того, как Зевс возмужал, подрос и набрался сил, он низверг Кроноса, заодно заставив его исторгнуть проглоченных детей. Те, в свою очередь, оказались целыми и невредимыми.


© Слева направо Джованни Баттиста Тьеполо и Пьетро Муттони «Сатурн, поедающий сына»

Вообще, все художники, которые рисовали сцену поедания Сатурном детей, немного перебарщивали с кровожадностью и жестокостью. Иначе откуда хеппи энд у этой легенды, да и камни с человеческой плотью, думаю, не очень похожи на вкус.


Использованные источники и дополнительные ссылки по теме

  1. Овидий Назон «Метаморфозы» (рус.)
  2. Генеалогический справочник персонажей греческой мифологии (анг.)
  3. Интересный обзор творчества и биография А. Джентилески (рус.)
  4. Черная живопись Ф.Гойя в материалах Арзамаса (рус.)

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana.

Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

34
1301.072 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (27)
Сортировать по:
Сначала старые