CLVIII. Эдгар Дега: Во всем моем творчестве нет ничего спонтанного
Меня называют живописцем танцовщиц, но балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение © Э. Дега
Дега (19.061834 – 27.09.1917) родился в Париже в семье аристократов. Его отец родом Неаполя — Огюст де Га, а его мать Селестина Мюссон происходила из США — Новый Орлеан. Эдгар был первым из пяти детей в семье. Детство художника было беззаботным, но большую часть взрослой жизни Дега был финансово независим от семьи. Родные хотели, чтобы Эдгар стал юристом и продолжил банковский бизнес семьи. Не смотря на обучение юриспруденции, большую часть времени Эдгар проводил в Лувре.
Дега был перфекционистом, и это способствовало его увлечению искусством. Копируя старых мастеров, вывешенных в Лувре, он добивался совершенства в своих работах. Страсть к классике и желание увидеть свою семью привело Эдгара в Италию в возрасте двадцати двух лет, где на протяжении трёх лет он учился, делал эскизы и встречался с семьёй в Неаполе и Риме. Приехав во Флоренцию, в гости к родственникам, Эдгар написал сестру своего отца с мужем и детьми.
Это первая серьёзная работа Дега. Гнетущее настроение картины объясняется несчастливым браком его тёти. Пренебрежение барона к своей жене проявляется в том, как он неохотно повернут к семье и автору. Отрешенные лица девочек и убегающая собака в правой нижней части картины создают атмосферу уныния и безысходности.
После возвращения из Италии в 1860 году Дега нарисовал картину, которая стала одной из первых работ, сделанных в его Парижской мастерской.
Дега занимают идеи исторической живописи. При написании этой картины он обратился к периоду Древней Греции и Спарты. Картина представляет собой треугольник, в вершине которого изображён древнеспартанский законодатель Ликург, который издал указ о том, что девушки тоже должны занимается борьбой. Именно это художник и изобразил — группа девушек и группа юношей начинают занятие.
Дружба Дега с Эдуардом Мане поспособствовала переходу автора от исторической живописи к теме современности. Встречи в кафе Гербуа, которое являлось популярным местом у богемы девятнадцатого века, проводимые художниками, в частности Эдуардом Мане, знакомят Дега с такими мастерами, как Моне и Ренуар, с которыми они вместе открыли первую выставку импрессионистов в 1874 году.
Дега не любил рисовать пейзажи, но ему нравились скачки, на которые он часто приходил, чтобы писать. Скачки тогда только начинали входить в спортивную культуру, а эта картина является одной из первых, запечатлевших это на полотне. Наездники, основные персонажи полотна, формируют треугольник, выделяясь от фона толпы позади. Картина полна ожидания перед стартом и в то же время крайне спокойное провинциальное окружение создает контраст настроений. Любовь к лошадям также побудила автора и к занятиям скульптурой.
«Оркестр оперы» — одна из лучших работ Дега. Высоко оригинальный сюжет и новый взгляд на перспективу выделяют полотно из художественных работ других художников того времени. Поразителен контраст между оркестровой ямой внизу рисунка и яркой сценой вверху. Картина начиналась как портрет фаготиста Парижской оперы. Маниакальное внимание к деталям и теням в написании оркестра автор компенсирует праздником красок и цветов. Изображение балерин на сцене — это зримое свидетельство любви автора к балету, которому он посвятил больше половины своих полотен.
Именно эту картину автор представил на первой выставке импрессионистов 1974 году. На картине изображён Жюль Перро — знаменитый преподаватель танцев и его класс. Картина очень сложная, с невероятным количеством деталей. Полотно выверено в композиции, оно поделено по диагонали с левого нижнего угла в правый верхний. Свет выполнен шикарно, освещая зелёные стены и создавая впечатление умиротворения, а также делая пол довольно ярким создавая потрясающий эффект пространства. Настроение рисунка очень лёгкое и возвышенное. Это подлинный шедевр импрессионизма.
Меня называют художником балерин, не понимая, что для меня балерина — это повод для рисования прекрасной ткани и передачи движений — сказал однажды Дега.
Автор пишет портрет трудного мира, сочувствуя ему. На картине изображена грустная пара, тёмный мужчина, смотрящий куда-то за границы полотна, и светлая женщина, перед которой стоит сосуд с абсентом, сильным и довольно ядовитым алкоголем. Картина наполнена унынием. Бренность этого мира ощущается каждой клеткой организма и абсент — как единственное средство бегства от него. Картина также была выставлена на второй выставке в 1876 году и вызвала бурную реакцию, что помогло продать её. В дальнейшем Дега работал только в помещении, у него было плохое зрение. Он описывал свет как: «Больше Моне, чем я могу вынести». Это побудило автора к новым экспериментам с образами и техниками.
Картина нарисована медленно высыхающими чернилами по гладко металлической поверхности. Это один из монотипов, которых было около четырёх сотен. После на металлическую поверхность помещалась бумага, и эта конструкция попадала под пресс. В это время он часто обращался к теме публичного дома, в который нередко ходил.
Это настоящая симфония цвета, в которой балом правит красный. Картина изображает процесс расчёсывания в довольно грубой форме — служанка очень сильно ведёт гребень и девушке приходится поддерживать волосы рукой. Это впечатление автора о современных женщинах. Сюжет картины — вялотекущее движение гребня. В 1890 году у Дега сильно ухудшилось зрение и поэтому женщины на полотнах стали более абстрактными.
Эта картина ещё более абстрактна. Танцовщицы изображены в движении по направлению к зрителю. Этого эффекта художник добился наложением светлой пастели, создавая причудливые узоры света. Эта потрясающая картина является финалом творчества, она легка и головокружительна.
В конце жизни Дега был слеп и плохо передвигался. Он умер в Париже в 1917 году в возрасте восьмидесяти трёх лет.
Автор: @sydneyshow
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Почтовый ящик для желающих стать авторами: vpchaoslegion@gmail.com
Личка в телеграм: varwar
Тег: chaos-legion