Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
chaos.legion
6 лет назад

CLXXIV. Про бабу и конька

Идея реинкарнации — возрождения душ в новом теле, чужда христианству. Откуда же нам известно, что русы, верили в возрождение души еще в древности? Ответ надо искать в русских сказках, сохранивших отзвуки древних верований. Наверное, самым популярным персонажем русских сказок следует считать бабу-ягу. Но ее образ понятен далеко не всем взрослым. Но прежде чем рассказать об этой «пограничнице», нужно исключить из общего списка «лишнюю» бабу-ягу. Ту, которая летает в ступе и зверски пытает людей. Этот сказочный персонаж происходит от кочевников-аланов. Поскольку в древности у них был матриархат, то конное войско в бой вела женщина. Она скакала впереди на своем быстром как ветер скакуне. Притороченный к ее седлу походный котел был впоследствии заменен ступой, а копье — метлой.

Исключив из списка «иностранку», оставляем две яги — добрую и злую. Впрочем, доброта ее весьма условна: она старается с помощью коварства заставить героя испробовать «еду мертвецов» и тем самым сделать невозможным его возвращение в мир живых.

О том, что баба-яга принадлежит, скорее, к потустороннему миру, чем к миру живых, свидетельствует и ее избушка, своей теснотой напоминающая гроб, и ее костяная нога, и отвращение к запаху живого человека, дурно пахнущего, с точки зрения мертвецов:«Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!» Некоторые считают, что в сказках речь идет об инициации — испытании юношей мнимой смертью. Они должны были жить в лесу, в охотничьей хижине на высоких сваях, напоминающей сказочную избушку на курьих ножках, питаться тем, что сами смогут раздобыть, и для всего племени «умирали». А некоторые и вправду не выдерживали суровых испытаний. Но и выжившие тоже «умирали» — они возвращались к родичам уже в новом качестве — как мужчины, охотники и, в случае необходимости, воины.

Возможно, все же дело обстояло сложнее, и речь шла не о суровых испытаниях мнимой смертью, а о настоящей смерти, после которой оживали лишь немногие — те, кому суждено было совершить что-то важное в жизни. Например, согласно скандинавским сказаниям, верховный бог Один сам подверг себя страшному испытанию — «пригвоздил» свое тело копьем к священному дубу и провисел так долгое время. Пока тело Одина страдало, дух его странствовал в потустороннем мире. Очнувшись, он обрел магический дар и впоследствии не раз отправлялся в странствия по потустороннему миру. Позже шаманы, следуя этому примеру, также путешествовали душой, отделившейся от тела, в мире духов. Правда, для этого им достаточно было впасть с экстатическое состояние. Поэтому же испытанию смертью были посвящены и знаменитые Элевсинские мистерии в Древней Греции.

В любом случае человек, познавший смерть, становился мудрее. Пережитое потрясение сказывалось и на его внешности, человек преображался: становился красавцем или, соответственно, красавицей. Об этом говорится во многих сказках, где яга принимает несколько неожиданный вид конской головы. Так, в украинской, сходной с русской сказке «Морозко» злая мачеха велит деду отвести родную дочь в лес и «потерять» ее там. Дед не усаживает дочку под елкой, а оставляет в случайно найденной избушке. Девушка долго ждет, но отца все нет и нет. Вдруг — стук в дверь! Выглянула она в окошко и видит, что на пороге стоит большая конская голова: «Кто забрался в мой дом? Открой!» Девушка, хоть и испугалась, все же открыла дверь. Увидела ее голова и командует: «Пересади меня через порог!» Девушка так и сделала: пересадила конскую голову через порог. А та снова: «Отнеси меня в кровать! Да укрой одеялом, да накорми, да сказку расскажи!» Все исполнила дедова дочка, все испытания прошла. За это голова решила ее наградить я сказала: «Полезай в мое правое ухо, а обратно выбирайся из левого!» Девушка вылезла из уха преображенной — писаной красавицей, а вокруг нее уже стоят лакеи, приглашают сесть в карету, чтобы ехать домой.

В сказке Петра Павловича Ершова «Конек-Горбунок» горбатый скакун помогает Ивану-дураку пройти через испытание смертью: ему надлежало искупаться в котле с кипящей водой и выйти из него преображенным.

Но какое отношение имеет баба-яга к конской голове или Коньку-Горбунку?

  • Во-первых, все эти сказочные персонажи стоят на грани двух миров: конский череп часто использовали как оберег от злых сил, проникающих к нам из мира умерших.
  • Во-вторых, у южных славян существовал обычай, когда по селу бродила Баба Коризма — демоническое существо с кобыльей головой.
  • В-третьих, в древности на Руси в начале весны мужчины наряжались кобылой, чтобы пугать непослушных детей, дабы те не просили скоромного в постные дни.
  • В-четвертых, изначально, как пишет известный исследователь русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев, сказочным прибежищем зверей и насекомых был вовсе не теремок или рукавичка, а конский череп. Иными словами, баба-яга и конский череп это, по сути, одно и то же — они являются проводниками в потусторонний мир умерших.

Но для чего нужно влезать в одно ухо, а выбираться через другое, как можно было преобразиться внутри конской го ловы? Ответ на этот вопрос дает другой исследователь сказок — Александр Афанасьевич Потебня. В своем труде «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий» он пишет: «Кобылья голова, в которой можно наесться, напиться, одеться и вообще добыть все, что нужно, напоминает те золотые, серебряные и медные царства, в которые попадает герой на том свете». То есть кобылья голова — это образ тучи, небесной обители предков, где можно найти все на свете и где человек, уподобляясь небожителям, становится ослепительно красивым. Пусть так, но ведь баба-яга это прозвище, а не имя богини смерти. Однако на этом мы остановимся и продолжим исследование в следующий раз.


Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Почтовый ящик для желающих стать авторами: vpchaoslegion@gmail.com
Личка в телеграм: varwar и dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

0
57.398 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые