Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
chaos.legion
7 лет назад

LXXIX. Василько Ослепленный

Жизнь нашего народа в Средние века была вовсе не столь трагична, как о ней подчас пишут и думают. История Западной Европы того же времени не в пример более кровавая и жестокая. Примеры тому вы с легкостью припомните сами: это и избиение гугенотов в ночь святого Варфоломея, и правители-отравители рода Медичи, и патологические по своей жестокости Альбигойские войны, и непристойность поведения римских пап ... Но вот парадокс: чем больше зла, тем оно притягательнее. По этой же причине «Ад» Данте читают куда охотнее «Рая» и даже «Чистилища»: зло — заманчивей, соблазнительней, «фактурней» добра с его простотой и светом. Чистота же русской истории будто бы проистекает из ее провинциальности.

Деды и их беды

На Руси каждое преступление воспринималось как нечто немыслимое, чего раньше не было и более быть не должно. Самый яркий пример — судьба князя Теребовльского Василька. Князь Иван, далеко не единственный изгой. Были безудельными и его родичи. И беды преследовали этот род изначально.

Все началось со второго сына Ярослава Мудрого — Владимира. Он наделал детей да и помер раньше своего батюшки. А дед, хоть и был прозван Мудрым, внукам земли во владение не раздавал — это было дело отца, да вот ушел он из жизни раньше времени. Вот и остались ярославовы внуки, Ростислав и Ярополк, без уделов. Первому из них, правда, удалось обрести владения в далекой Тмутаракани, но недолго он там правил — отправился по приглашению к византийскому наместнику в Херсонес и там, по греческому обычаю, был отравлен на пиру.

Умерший от византийского яда Ростислав Тмутараканский был женат на венгерской принцессе Ланке. Жили русич с уrоркой в мире и согласии, нарожали они четвертых детей, оставшихся сиротами. Володарь Ростиславич правил в Перемышле, Василько Ростиславич — в Теребовле. Их считают основоположниками Галицко-Волынского княжества. Были у них еще брат Рюрик и сестра, вышедшая замуж за собственного двоюродного дядю, княжившего во Владимире-Волынском, — Давида Игоревича. О нем пойдет речь далее.

Василько был лихим воином — смело воевал с соседними ляхами и нагнал-таки на них страху, так что те боялись и нос сунуть в Галицкие земли. С братом Володарем и дядей Давидом задумал он большой поход в южные степи против кочевников: торкав, печенегов и берендеев. Мечтал Василько отомстить, как сказано в летописи, «За Русьскую землю» и половцам. Видать, повод для того был достаточный. Мечтал он и свою Теребовльскую волость сделать более людной, переселив в нее дунайских болгар. Словом, был он полон грандиозных планов на будущее. В 1097 году, как известно, состоялся съезд князей в Любече. Там за Васильком утвердили его Теребовльские владения. Вот теперь только бы и развернуться ему как следует! Но все вышло иначе.

Дружеская беседа или вече

Дядя, Давид Владимирский, не иначе как в помрачении рассудка, начал действовать, как говаривали в старину, «по напущению сатаны». Якобы нашептали ему некие люди о коварных замыслах Василька: будто тот и тайные заговоры против него, Давида, готовит, и брата Ярополка убил, да и вообще, не человек он, а исчадие ада. Самому Давиду духу не хватило выступить против племянника, и он начал подговаривать великого киевского князя Святополка Изяславича, чтобы тот казнил Василька. Святополк всему поверил и призвал к себе князя Теребовльского для «дружеской» беседы. Тот с радостью поехал в гости. По пути, правда, некий неизвестный отрок предупредил Василька, чтобы тот не ехал к великому князю, так как его хотят схватить и пытать. Естественно, князь не поверил и отправился в Киев.

Там он был арестован сразу по приезде, закован в кандалы и брошен в темницу. На следующий день великий киевский князь Святополк на общегородском вече повторил слово в слово всю ту чушь, которую ему нашептал Давид. Киевляне пошумели, как это принято на вече, да и решили: если Василько виноват, то должен быть примерно наказан. Вот только виноват ли он на самом деле, выяснить не удосужились.

Поэтому-то и решение вече оказалось вполне киевским, хитрым: если, мол, князь, ты считаешь, что Василько виноват, то и наказывай его сам. Как всегда в таких случаях, вступилось духовенство, требуя разобраться во всем основательно и проявить милость. Однако к мнению митрополита прислушиваться не стали и отослали Василька подальше — в Галицкие земли, в город Звенигород. Но до Звенигорода не доехали — уж очень не терпелось Давиду разделаться с племянником поскорее.

А там уже Давид дожидался рад был, что все по его замыслу свершилось. Рано радовался: на Руси никакое злодеяние не оставалось не отмщенным. Владимир Всеволодович Мономах, узнав об ослеплении Василька, «ужасася и всплакася вельмю». Он пошел с войсками к Киеву и допросил Святополка, по его ли приказанию был изувечен Василько? Великий киевский князь, перепугавшись до смерти, от всего отрекался и указывал на Давида как на основного виновника. Мономах на это ответил, что, если виноват во всем не Святополк, а Давид, то следует ему, Святополку, как великому князю, нагнать Давида и казнить лжеца и изувера, задумавшего все ради того, чтобы отнять у Василька Теребовль. Ведь об этом же поклялись на Любечском съезде, сказав: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем все и Крест честной».

А конец у этой истории такой: Святополк, было выгнал Давида прочь из Владимира-Волынского, да призадумался: что ему Василько Ослепленный — может, Галицкие земли между своими родичами поделить? Во Владимире он посадил своего сына Мстислава, а другого сынка отправил за подмогой к венграм ... Словом, решил использовать ситуацию с максимальной пользой для себя. Братья Ростиславичи к мнению великого князя остались глухи, сохранили за собой свои уделы, а на Киев затаили зло. Давида же поначалу решили выгнать вон из Руси, потом сжалились и дали ему владения, но, словно в насмешку, были они расположены этакими заплатками там и сям по всей Волыни.

Автор: @supernova

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Почтовый ящик для желающих стать авторами: vpchaoslegion@gmail.com
Личка в телеграм: varwar и mamasetta
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

5
16.825 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые