Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
chaos.legion
7 лет назад

LXXVI. Как обучали спартанцев и афинян

Какой вид имело Древне греческое образование? Чем отличается афинское образование в классический и эллинистический период? Зачем одна из учениц Платона Аксиотея надевала мужскую одежду? Учились ли девушки в тот период? Разберем эти и другие интересные вопросы.

Греческое письмо

«Сначала было слово», поэтому разговор об образовании Древней Греции начнем именно с него. Наш лексикон полон слов, которые берут свое начало в древнегреческом языке. Однако некоторые из них потеряли свое первоначальное значение:

  • Школа имела привилегию досуга. Позже это слово стало означать группу людей, которые слушали лекцию.

  • Гимназия (а точнее «гимнасий») — это место, где занимались физическими упражнениями. В романских и германских языках это значение все еще встречается.

  • Лицей (а точнее «ликей») и академия происходят от названий мест. «Ликей» — это «гимнасий», названный в честь Аполлона Ликейского, а академия — оливковая роща, которая получила свое название в честь Афины Паллады.

Древние Афины: воспитание идеального гражданина

Сегодня мы знаем город богини Афины как место, где зародилась демократия. Это город великих философов, историков, ораторов и политических деятелей. По его улицам ходили Платон, Перикл, Аристотель, Ксенофон, а Демосфен произносил свои гневные, обличительные речи – филиппики.

Идеалы древнегреческой педагогики определялись словом «пайдейя» — воспитание идеального гражданина полиса, который был бы развит умственно и физически, и стремился бы к полному совершенству.

В V ст. к н. э. появляются софисты, которые пишут первые учебники риторики и начинают обучать за деньги. Такое образование стало пользоваться популярностью. Сократ тоже учил ребят — афинян.

Если классический период (V-IV ст. к н.э.) выглядел довольно хаотичным: каждый преподаватель учил тому, что сам считал нужным, то следующий, эллинистический период (IV-I ст. к н.э.) — это эпоха стандартизации и популяризации, когда альтернативная логика стоиков (которые считают риторику, диалектику и грамматику частью логики) становится более популярна, чем мысль Аристотеля.

Статус афинянина

Мальчики были центром древнего полиса. Их рождению радовались. Их уважали. В них видели будущее.

Афиняне начинали свое образование в возрасте семи лет. В зависимости от дохода родителей, дети обучались индивидуально или же в группах. Сначала их учили читать, писать и считать. Потом учителя давали им заучивать наизусть стихи. Для многих образование на этом заканчивалось. Богатым афинянам предлагали перевести своих детей на второй уровень обучения — в «гимнасий», где их физически готовили к военной службе.

Статус афинянки

Женщины не были гражданами полисов. Они не имели прав. Они жили отдельной жизнью, о которой историки очень мало знают. Образование могли получить только мужчины. Девушки и женщины должны были сидеть дома и получать знания, которые им могли бы пригодиться в супружеской жизни.

Правда в Академии Платона в Афинах учились женщины. В частности, Ластения Мантинейская и Аксиотея Флиуская. Вторая, приехав в Афины, должна была одеваться в мужскую одежду, чтобы учиться там. И эти женщины скорее были исключением, которое лишь подтверждало правило.

Ксенофонт Афинский, древнегреческий историк IV ст., рассказывает о том, что девушка должна уметь делать, и как человек может ей помочь в случае, если она пришла в его дом необученной. На женские плечи ложилась вся домашняя работа. Конечно, было легче, если семья могла позволить себе одного, двух рабов. И одно дело, которую нельзя было переложить на рабыню — ткачество. Женщина, которая ткет — это идеальная женщина. Однако не стоит думать, что женщины были столь бесправны. Так, они не могли принимать участия ни в социальной, ни в политической жизни полиса, но имели возможность стать жрицей.

Со временем в Афинах появляется все больше гетер — образованных незамужних женщин, которые вели свободный образ жизни. Обычно это были проститутки, которые могли поддержать разговор с мужчиной. Среди известных гетер можно вспомнить подруг Платона — Архенассу, Аристотеля — Герпилису, известного оратора Демосфена — Лагиску.

Древняя Спарта: воспитание хорошего воина

Древние Афины и Спарта — это хоть и два греческие полиса, но все же очень разные. Спарта, или Лакедемония — не демократический полис. Здесь правили два царя, которые трудно приходили к общему решению. Им помогали 28 геронтий — уважаемых мужчин в возрасте от 60 лет. Также время от времени собирались народные собрания, где мужчины старше 30 лет голосовали «за» или «против» (обычно это были вопросы войны), крича и ударяя копьями по своим щитам.

Сами спартанцы составляли маленький процент тех, кто жил в Спарте и ничего не производил. Им нужен был кто-то, кто будет выращивать еду, делать посуду, одежду и т. д. Таким большинством были илоты — земледельцы, которые находились в промежуточном положении между крепостными и рабами.

Кого хотели воспитать в Спарте? Конечно, хороших воинов. Тех, кто сможет защищать свой полис. Хоть сегодня у нас существует стереотип о том, что спартанцы были очень воинственными, на самом деле они очень хорошо обдумывали необходимость идти на войну. И очень часто отказывались, находя кучу разных отговорок, начиная от религиозных праздников, заканчивая банальным «далеко идти».

Статус спартанца

Почти все, что нам известно о Спарте, описал греческий историк Плутарх, живший уже в Римской империи в II ст. н. е. Временное расстояние между классической Спартой IV-III ст. н. э. и порой Плутарха достаточно велико, важно быть внимательным и не верить всему, что пишет (хоть и очень интересно) греческий историк.

Часто можно услышать или прочесть, что если в Спарте рождался мальчик, а старейшины, осмотрев его, приходили к выводу, что он калека или имеет слабое здоровье, жизнь младенца заканчивалось сбросом с горы. Это — миф. Последние археологические раскопки показали, что под хребтом Тайгета, где должны быть остатки маленьких детей, нашли кости взрослых мужчин. Поэтому ученые пришли к выводу, что не сбрасывали младенцев, а пленных или военных преступников.

В отличие от Афин спартанская система обучения (агоге) была четко выстроена от семи до восемнадцати лет. Ребята покидали родительский дом в семь лет, их помещали в казармы, где они жили максимально жестко до двенадцати лет. Одевали их бедно, кормили плохо, чтобы они учились выживать самостоятельно. Очень мало уделяли внимания письму, делали акцент на физических упражнениях.

Спартанская система образования полна противоречий. Например, детям запрещалось воровать, но одновременно питание было очень бедным, что заставляло их идти на преступление. А тех, кого поймали на краже, жестоко наказывали.

Возможно, о младенцах, которых сбрасывали со скалы, Плутарх насочинял, и к концу первого этапа обучения действительно доходили не все. Те же, кто выжил, шесть лет вынужден был проводить в изнурительных тренировках: спорт, танцы (для координации), драки и тд. Позже, еще 2 года обучения с оружием и спартанцев принимали в армии.

Статус спартанки

Агоге предусматривало образование и для девушек. Правда, обучение было ориентировано на войну: физическую подготовку, борьбу, обращения с метательным оружием. Физические упражнения девушки делали рядом с ребятами, без одежды. Если в Афинах такое поведение считалось неприличным, то в Спарте в этом не видели ничего странного. У спартанцев было свое особое видение голого тела.

Девушки получали свой культурный минимум от странствующих музыкантов и старшего поколения дам. В Спарте, как и в Афинах, первой ролью женщины было рожать здоровых и сильных будущих граждан полиса — мальчиков. В этом им должна была помочь физическая подготовка.

Хотя спартанки также были бесправными, свободы у них было гораздо больше, чем у афинянок. Такая разница была обусловлена тем, что спартанских мужчин большую часть времени не было дома, поэтому женщина часто делала вещи, которые полагалось бы делать мужчинам. Например, 40% всех земель в Спарте принадлежали женщинам, и они удачно распоряжались своим наделом.

Хотя подход к обучению в Древних Афинах и Спарте отличается, окончательная цель была одна — воспитать достойных граждан полиса.

Автор: @supernova

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Почтовый ящик для желающих стать авторами: vpchaoslegion@gmail.com
Личка в телеграм: varwar и mamasetta
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

0
29.323 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые