Одежда из еды и мусора - будущее фэшн-индустрии? Нет, конечно. Но всё равно забавно
Можно ли сделать одежду из грибов, апельсинов или пластиковых бутылок? Вы удивитесь, но да.
Конечно, речь не идёт о шляпах из гигантских мухоморов или купальниках из апельсиновых корочек. Просто дома высокой моды и ведущие бренды спортивной одежды всё активнее экспериментируют с необычными материалами, рассказывает The New York Times.
Уже сейчас модники и модницы могут купить шарфы из ткани, произведённой из апельсиновых волокон, и платья из искусственной паутины. А в скором времени фэшн-индустрия может увидеть искусственные кожу, шёлк и мех, неотличимые по виду от настоящих, а также ткани из переработанных отходов.
Конечно, пока такие материалы производятся в очень небольших объёмах, а одежда из них стоит довольно дорого. Например, галстуки из искусственной паутины продаются сейчас по $314, а возможность купить их разыгрывается между желающими в лотерею. Но такая ситуация абсолютно нормальна.
Все эти материалы – результат многолетних усилий учёных, в первую очередь, специалистов по генной инженерии. И новые технологии производства тканей, хоть и вышли уже за пределы лабораторий, просто ещё не стали достаточно массовыми.
Впрочем, это не мешает стартапам уже сейчас договариваться о сотрудничестве с ведущими брендами. Так, японский производитель генетически-модифицированной паутины Spiber заключил соглашение с американской компанией North Face, а немецкий AMSilk – с Adidas.
Материалы из вторсырья и пищевых продуктов также привлекают внимание производителей одежды. Тот же Adidas уже запустил в продажу кроссовки, сделанные из океанического мусора (в основном пластиковых бутылок). Итальянская компания Orange Fiber производит ткань из апельсиновых волокон, остающихся после отжима сока. Лондонская Ananas Anam умудрилась создать искусственную кожу из листьев ананаса. А американская MycoWorks производит ткань из грибных нитей – мицелия.
Любопытно, что в подобные проекты активно инвестирует российский фэшн-предприниматель Мирослава Дума – для этого она даже создала специальный венчурный фонд Fashion Tech Lab, вложив в него $50 млн.
Большую заинтересованность в новых технологиях проявляет и французский дом моды Chanel. При этом компания экспериментирует не только с материалами (например, бумажными волокнами), но и способами производства – в 2015 году Chanel уже представила коллекцию, полностью напечатанную на 3D-принтере.
В середине прошлого века фэшн-индустрии уже довелось познакомиться со множеством новых материалов вроде лайкры и полиэстера. Их появление в послевоенные годы было вызвано, в первую очередь, дефицитом традиционного сырья.
В основе же сегодняшней «тканевой революции» лежит забота о природе и творчество, которое проявляется не только в том, как выглядит одежда, но и в том, из чего она сшита.