Не жили хорошо, нечего и начинать. Средневековый аскетизм по-прежнему остаётся политическим мейнстримом
Не так давно власти Великобритании повысили зарплаты работникам государственного сектора, и эта новость вызвала радостные эмоции не только у британских бюджетников, но и у многих экономистов. Дело в том, что политика жёсткой экономии, которой в последнее время строго следовали британские власти, стала всё чаще подвергаться критике, и повышение зарплат (хоть оно и вышло меньше, чем уровень реальной инфляции) было расценено рядом экспертов как начало долгожданной оттепели.
На самом деле политика жёсткой экономии вовсе не новое явление, углубляется в историю The Conversation. Её главный принцип можно выразить очень коротко: «Потерпеть сейчас ради лучшего будущего», и своими корнями этот постулат восходит к глубокой древности – к концепции аскетизма.
Её принципы были впервые сформулированы ещё древнегреческими и древнеримскими философами; в Средние века концепция аскетизма была развита христианскими авторами, а в 1922 году получила мировую известность после выхода книги Макса Вебера «Хозяйство и общество».
Как правило, под аскетизмом понимают осознанное самоограничение, когда люди добровольно отказываются от роскоши и удовольствий и ведут максимально скромный образ жизни. Понятие аскетизма тесно связано с религией, и некоторые христианские авторы даже называли аскетизм «мечтой человека о том, чтобы стать лучше».
Однако Вебер развил данное понятие и отнёс его не только к религии и философии, но и к экономике. По мнению Вебера, капитализм от природы аскетичен, поскольку предполагает упорный труд и самоограничение. И политика жёсткой экономии в этом контексте представлялась Веберу полностью соответствующей этическим, моральным и даже религиозным нормам.
Действительно, представление о том, что жёсткая экономия тяжела, но необходима, полностью совпадает с идеями аскетизма. Как в IV веке один из отцов христианской церкви Афанасий Александрийский проповедовал, что путь к Богу лежит через самоотречение и страдание, так и сегодня власти предлагают пострадать ради светлого будущего.
Общественности политика жёсткой экономии преподносится как способ научиться самоконтролю и достигать поставленных целей. Как и в Средние Века, проповедники этой политики стремятся сплотить население ради общей высокой цели. Только если раньше для достижения этих духовных целей считались необходимыми физические страдания, то сегодня на самоистязании уже никто не настаивает – речь идёт всего лишь о материальных ограничениях.
Конечно, в самоконтроле и самоограничении нет ничего плохого – эти человеческие качества всегда ценились, и сейчас тоже достойны уважения. Проблема возникает, когда этими понятиями в масштабе всей страны оправдывают экономическое саморазрушение. Авторы статьи полагают, что результаты последних выборов в Великобритании показывают усталость британского общества от политики жёсткой экономии.
Концепция жёсткой экономии сильна благодаря своим мощным историческим предпосылкам, но современные люди на Западе привыкли к комфорту и хотят хорошо жить сейчас. С другой стороны, история также знает массу случаев, когда безудержные государственные расходы приводили к полному краху экономики. Властям придётся найти компромисс между этими крайностями.
(На фото: измученные жёсткой экономией аскеты мрачно смотрят в своё будущее)