Нужны ли музеям выставки-блокбастеры?

Художественные галереи и музеи по всему миру любят устраивать грандиозные арт-шоу. Однако такая практика таит в себе серьёзные риски.

Шоу Infinity Mirrors японской художницы Яёи Кусамы стало самым настоящим блокбастером, рассказывает Slate. В феврале 2017 года эта масштабная выставка открылась в музее Хиршхорн в Вашингтоне, где её посетили 160 тыс. человек. После этого выставка побывала в Сиэтле, Лос-Анджелесе, Торонто и других городах, где также производила фурор.

Казалось бы, что плохого в проведении таких мероприятий? Посещаемость музея Хиршхорн благодаря Infinity Mirrors выросла на 6,566%, а в Сиэтле все билеты на выставку были раскуплены ещё до её открытия. Успех выставочного проекта «David Bowie Is», посвящённого знаменитому музыканту, также превзошёл все ожидания – билеты на него Бруклинский музей продавал по $2,5 тыс.

Однако вот парадокс: подобные проекты, привлекая в музеи публику и увеличивая их выручку, подрывают саму суть музеев как культурных учреждений. Люди, взбудораженные шумихой в прессе и в соцсетях, впечатлённые визуальными эффектами, начинают воспринимать музеи как места, куда стоит ходить именно на такие блокбастеры, и забывают о том, что в каждом музее есть своя постоянная экспозиция, также достойная внимания. Проще говоря, люди перестают ходить в музеи без специальных поводов в виде громких событий.

Впрочем, некоторые руководители музеев относятся к этому абсолютно спокойно. Так, директор Нью-Йоркского музея современного искусства воспринимает подобные проекты-блокбастеры как отдельный вид художественных произведений, утверждая, что в годовом масштабе их проведение обходится ненамного дороже поддержания постоянной экспозиции.

Для гигантов вроде Нью-Йоркского музея современного искусства, чьи активы оцениваются в $2,2 млрд, проведение таких мероприятий действительно может быть экономически оправданным. Но для музеев поменьше они просто опасны. Выставки-блокбастеры медленно, но уверенно повышают планку ожиданий публики, так что проектам с меньшим бюджетом и с более скромными визуальными эффектами становится всё сложнее привлекать её внимание. Да и сами люди от этого только проигрывают: фактически они «подсаживаются» на культурный фаст-фуд.

К счастью, некоторые музеи прекрасно это понимают. К примеру, глава Метрополитен-музея в Нью-Йорке заявляет, что блокбастеры противоречат важному принципу музея – сочетанию научных знаний и доступности. И правда, масштабная выставка Interwoven Globe, которая прошла в Метрополитен-музее несколько лет назад, была основана в первую очередь на экспонатах из его постоянной коллекции.

Какой подход победит – покажет время. Но пока остаётся надежда, что значительная часть музеев удержится от погони за хитами и сможет сохранить своё предназначение.

бизнесискусствомузеи
134
132.914 GOLOS
0
В избранное
Экономический журнал
Заметки об экономике и финансах из иностранной прессы в кратком изложении
134
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые