[СВОБОДНАЯ ТЕМА] → Конкурс "Эпические 90-е". Заметки циркового администратора-3
Мини гайд-парк (настоящий Гайд-парк в Лиге Авторов, в Свободе Слова). Самые неожиданные, порой даже странные темы, одним словом, "неформат". Главное — творите!
В начале-середине 90-х довелось слышать анекдот:
Вновь принятый на службу сотрудник милиции в течении нескольких месяцев не приходит за зарплатой. Вызывает его начальник и спрашивает, мол, в чем дело, почему зарплату не получаешь? Боец пожимает плечами и отвечает: «Я думал, пистолет получил, и крутись, как можешь…»
Артисты частных цирковых коллективов крутились, как могли. Зарплата за постановочный номер была небольшой, можно сказать, чисто символической. И не ради неё они выезжали в гастрольные поездки, а ради возможности «сделать бизнес» любым доступным способом: торговля сувенирами, поп-корном или сахарной ватой, фото с удавом, обезьянкой или медведем, призовой аттракцион, проезд по кругу на пони, лошади или верблюде – список можно продолжать насколько хватает фантазии.
Смешно, но само по себе цирковое представление для артистов было менее важно, чем возможность заработать после него. Администратор, получающий процент и заинтересованный в количестве представлений (на жаргоне – «палок»), их наполненности, старался задействовать как можно больше «точек» – площадок, и, если не было возможности работать на одном месте, организовать подвоз зрителей, становился чуть ли не врагом коллектива, подгоняя труппу к переезду после представления.
Это был конфликт интересов. Разрешить его должен был директор коллектива, и если маршрут был построен правильно, то в один Дом культуры наемным или, реже, своим транспортом организованно доставлялась публика со всех близлежащих и доступных мест. Так было выгоднее, чем самим переезжать с места на место, терять время и упускать торговую выгоду.
Если с маршрутом не повезло – недавно проехавший по нему другой коллектив, мелкие или отдаленные населенные пункты, депрессивное и небогатое население, считай, миссия провалена… В моей практике был случай в 97-ом году, пришлось одному одаренному администратору задействовать аппаратуру коллектива и пару дней на рынке петь «на шляпу», чтобы прокормить труппу…
Внутри коллектива, по джентльменскому соглашению, каждый артист не создавал конкуренции другому. Если кто-то крутил фигурки из шариков для моделирования (ШДМ), то этим больше никто не занимался, хотя запас своих был готов использовать в любой момент. Ассортимент и условия оговаривались заранее, и если где-то на большой площадке вдруг случался аншлаг, все торговали всем, для этого всё и затевалось!
Поначалу я улыбался, видя всю эту возню с коммерцией, считая артистов крохоборами и «лохами», пока, как-то вечером, за бутылочкой, мне популярно, на пальцах, не объяснили: «Вот шарик, он сто́ит на фирме 90* копеек. Я его накачиваю, скручиваю пуделя и продаю за 15 рублей) пусть один из десяти лопнет, доход – 1500%, это больше, чем торговля наркотиками и оружием, и всё законно, без риска. В день, в среднем, шариков 200 я накручиваю. Считай сам». Я посчитал, получилось, что в день он, не напрягаясь, зарабатывал больше, чем я в неделю… и до меня стало доходить, кто здесь лох.
Сувениры изготавливались в свободное время, по вечерам, из доступного и недорогого материала – списанной кинопленки, муки, крахмала, обёрточной бумаги, канцелярских линеек, пуговиц, резинок для денег и т.д., и тоже приносили сопоставимый доход.
А ещё были рептилии, их изображали на афишах, но в программе они использовались скорее, как реквизит, пронесли-показали, после представления – добро пожаловать в наш фотосалон! Моментальное фото на «Полароид», платное фото на свой аппарат, тоже неплохой доход. Кормёжка – раз в месяц, пара крыс из зоомагазина, все расходы. Существенное неудобство – особые условия транспортировки и содержания. Осенью 95-го, в славном городе Чимкенте, в неотапливаемой, с веерно отключаемым электричеством гостинице, счастливая обладательница трехметрового питона была вынуждена с ним спать… Представили?
Мне довелось поработать с разными коллективами, большими и малыми, частными сценическими «шарашками» и «государственными» шапито, серьезными и уважаемыми. Общался с никому не известными выпускниками провинциальных цирковых студий, самоучками, и с известными заслуженными артистами, живущими в телевизоре. Но всё это неважно, «имидж – ничто»©, везде всё как под копирку, один сценарий.
И с 90-х ничего не изменилось.
Цены, для удобства, приведены в современном эквиваленте.
1995-1999, Казазстан-Россия, далее – везде…(((
Автор: @jonah
Редакция и публикация: @ladyzarulem
Дизайн: @sxiii
Если вы сами не пишете посты, но читаете, и вам попались интересные блоги новичков — подскажите, пожалуйста, новичку, что он может публиковаться в нашем сообществе.