Рецензия на “Конченую”: восторг неонового абсурда
“Святой отец, вы еще здесь? Раз пахнет хересом, значит, еще здесь,” - реплика посетителя исповедальни. Даже священник - и тот алкоголик. Фильмы, в которых нет ни одного положительного персонажа, как правило, самые интересные. В “Конченой” кончены буквально все, от доктора до уборщика. Фрик на фрике и фриком погоняет. Все кино - динамичная бредятина с красивой картинкой. Поражаться уровню этой бредовости довольно интересно.
Фильм позиционируется как неонуар. Что именно это означает в интерпретации режиссера Вона Стайна?
Во-первых, ночной, залитый неоном урбанистический ландшафт как основное место действия - на память приходят “2042”, “Выход в пустоту” и “Видоизмененный углерод”.
Во-вторых, неопределенность временных рамок. В кадре честно засвечиваются допотопные телефоны и дамские шляпки с вуалью, то есть артефакты нуара старомодного, классического.
В-третьих, набор персонажей тоже более-менее соответствует канонам классики. В центре, естественно, роковая красотка. Чуть на периферии - инвалид, в котором есть что-то от нечистого, от Балабанова.
Непомерно львиную часть экранного времени Марго Робби в униформе официантки проводит, болтая с посетителями буфета. Любоваться на то, как она предлагает безнадежно больному гостю широкий ассортимент способов суицида на выбор, было бы скучно - если бы эти сцены не перемежались динамичными, путаными, лишенными пояснениями сценами экшна. Как только экшн заканчивается, внимание приходится перелючать на маргошину болтологию. Одна часть мозга внимает ей, а другая тем временем пытается понять и переварить то, что ей показали за несколько предыдущих минут.
Переваривать сложно. Есть фильмы, которые намеренно построены на клише или на разрушении этих клише. В “Конченой” очень сложно предугадать, какая из этих крайностей ждет зрителя в следующем кадре. Какие бы ставки вы не делали, все равно периодически будете ошибаться - даже если вы заядлый киноман со стажем и послужным списком.
Вон Стайн обстоятельно травит зрителя нарушением правила о том, что если на стене висит - или просто появляется в кадре - ружье, то оно обязательно выстрелит. Раз за разом нам подкидывают сцены, где вот-вот должны пролиться реки крови - но все отделываются ванильными расшаркиваниями.
Ну так вот, Робби-то. Как-то далеко мы от нее ушли. Она хорошая актриса - но чересчур буквально цитирует то саму себя в своих самых стервозных ролях, то Уму Турман из “Криминального чтива”. Если бы фильм был про буквальность и убедительность, на месте инфернальной буфетчицы уместнее бы смотрелась та же Дженнифер Лоуренс. Но так как “Конченая” - про неон и клише, Марго сыграла, пожалуй, хорошо.
И сам фильм к просмотру скорее рекомендован, чем нет.