CCCXXXI. Богиня случая. Заметки о драматургии. Сюжет по Аристотелю или «Наши наших бьют»

Человеку свойственно сочинять и разыгрывать истории. Во времена Аристотеля люди писали пьесы. Сегодня люди тоже пишут пьесы и сценарии, и нет ни одной причины, чтобы они не занимались этим завтра.

А ещё люди всегда анализировали написанное. Почему одни сюжеты захватывают и продолжаются в мыслях зрителя, а другие забываются, стоит человеку выйти из зала? В своё время Аристотель написал замечательную книгу — «Поэтика». С неё начинается мировая теория драматургии, её читают начинающие сценаристы, на неё ссылаются критики. В «Поэтике» Аристотель предложил теоретические принципы сюжетостроения в современном ему театре. Какие-то вещи сегодня могут показаться архаикой, а какие-то остаются актуальными, будто написаны только что.

Из всех замечаний Аристотеля о драматургии мне врезалось в память следующее:

Возьмем же, какое совпадение действий оказывается страшным и какое печальным. Такие действия происходят непременно или между друзьями, или между врагами, или между людьми, относящимися друг к другу безразлично.
Если враг вредит врагу, то ни действия, ни намерения его не вызывают никакого сожаления, а только то чувство, какое возбуждает страдание само по себе. Но когда страдания возникают среди близких людей, например, если брат убивает брата, или сын отца, или мать сына, или сын свою мать, или хочет убить, или делает что-нибудь подобное, — вот чего следует искать в мифах.

Проще говоря, подлинное напряжение в пьесе, книге или фильме начинается когда свои люди заставляют страдать друг-друга. Борьба «наших» и «врагов» может какое-то время поддерживать зрителя/читателя в возбуждённом состоянии и развлекать его красочным зрелищем, но если единственный конфликт в сюжете строится на противостоянии протагониста с некими внешними «силами зла», то подобная история не сможет долго будоражить человека.

Если же «наши» по тем или иным причинам заставляют страдать друг друга, то сюжет обретает дополнительную глубину и точнее разит зрителя. Действительно: когда команду персонажей, противостоящих неким антагонистам разрывают внутренние противоречия, то именно здесь начинается эмоциональный «перегрев»: мы не только болеем за победу «наших», но и драматически переживаем их внутренние разногласия.

Более того, во многих успешных сюжетах «врага» в чистом виде нет как такового. Действие строится исключительно на вражде близких — и эти сюжеты подолгу не отпускают зрителя, даже после того, как он вышел из кинотеатра. Таков комикс «Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббонса и его экранизация Зака Снайдера. Кто читал или смотрел — помнит, что в этой истории нет «врага». Герои оказываются заложниками собственных роковых разногласий. Каждый действует из лучших побуждений, но к финалу все до единого терпят моральную или даже физическую гибель.

Или вспомним сериал «Во все тяжкие» Винса Гиллигана. Противостояние Уолтера Уайта с конкурентами-наркоторговцами смотрится на одном дыхании, но наибольшего накала эмоции достигают именно в тот момент, когда Уайт, превращённый собственными амбициями в зловещего Хайзенберга, заставляет страдать своих близких, которые, казалось бы, находятся с ним на одной стороне баррикад.

Продолжая рассуждать о конфликте «наших» с «нашими», задаёшься вопросом: а как добиться естественности подобного противостояния? Как органично натравить друг на друга двоих, одинаково хороших (или одинаково плохих) персонажей, чтобы их грызня не казалась надуманной?

Согласно теории драматургии, персонаж должен быть достаточно мотивирован, чтобы совершить действие. Мотивация складывается из двух факторов: что герой получит, если сделает нечто и что с ним станет, если он этого не сделает.
Второй фактор (его ещё называют “альтернативным”) не следует сбрасывать со счетов — зачастую именно он становится основной силой, приводящей персонажа в движение.

Угроза персонажу может происходить как извне, так и изнутри. Здесь важно ввести такое понятие как внутренний конфликт — неразрешимые противоречия, раздирающие сознание героя. При внутреннем конфликте каждая из сторон внутренней дилеммы заключает в себе опасность для персонажа — например, потерю достоинства и самоуважения.

Думаю, все помнят фильм «Укрощение строптивого» с Андриано Челентано и Орнеллой Мути. На мой взгляд, это идеальный пример, когда два персонажа, каждый из которых может быть квалифицирован как «наш», заставляют страдать друг-друга (как и завещал Аристотель), при этом на противостояние их толкают не внешние факторы, но внутренний конфликт. Строптивого фермера и гордую городскую «штучку» безумно тянет друг к другу. В то же время некоторые их базовые ценности расходятся чуть больше чем полностью. Одна часть каждого из героев диктует ему броситься в пучину любви, другая — гнать подальше нерадивую «половинку», чьи жизненные установки граничат между чужеродностью и враждебностью по отношению к твоим собственным принципам. Внутреннее напряжение каждого из персонажей инициирует феерический внешний конфликт.

Примечательно, что вслед за «Укрощением строптивого» вышла картина «Безумно влюбленный» с тем же актерским составом и схожими предлагаемыми обстоятельствами. По сюжету водитель обычного римского автобуса встречает принцессу небольшого государства, сбежавшую из своей «золотой клетки». У них возникает взаимная симпатия, но счастью влюбленных мешает разница в социальном статусе. Родственники принцессы против неравных отношений и Челентано приходится проявить максимум харизмы, отваги и настойчивости, чтобы отвоевать девушку.

Несмотря на внешнюю схожесть с “Укрощением строптивого”, фильм не повторил успеха своего предшественника. И я думаю, что причина в следующем:

Здесь «страдания» персонажей происходят по вине внешних факторов. Антагонистами главных героев являются не они сами, а второстепенные персонажи. В то же время в «Укрощении строптивого» герои Челентано и Мути воевали исключительно друг с другом, а их «внешний» конфликт был инициирован внутренним конфликтом каждого.

В результате, «Укрощение строптивого» и сегодня можно по много раз пересматривать на одном дыхании, а «Безумно влюблённый», при всём уважении к создателям — всего лишь милое кино на один вечер.

Итак резюмирую: в искусстве хорош тот конфликт, когда свои люди враждуют друг с другом,
при этом к внешнему противостоянию каждую из сторон подталкивают внутренние противоречия.

Конечно, это не единственный правильный вариант, а лишь одна из удачных на мой взгляд моделей построения сюжета.

Источники изображений – imdb.com: 1 2 3

Автор: @axbezzub


Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.

Контакты

Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion


Sequere nobis. Nos scientiam

@chaos.legion

goldvoicecl-guestchaos-legionpskкультура
25%
0
338
343.918 GOLOS
0
В избранное
Легион Хаоса
И хаос породил воинов, несущих знания всем жаждущим. И имя им Легион Хаоса, призванный возродить этот мир и привести его к порядку
338
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые